Нужно изменить управление племенным животноводством

Племенное дело в России фактически стало проблемой самих производителей молока. Большинство крупных производителей уже имеют хозяйства со статусом племенного репродуктора. Даже самые дорогие породы, завозимые в Россию, не смогут дать долгосрочный эффект без племенного дела

На сегодня в России сложилась довольно странная ситуация. Юридически два понятия – «молочное производство» и «племенное животноводство» – объединены по деятельности, хотя молочное производство должно производить и реализовать молоко, мясо, а племенное животноводство производить и реализовать племенной материал – животных, семя, эмбрионы. Фактически племенное животноводство должно обслуживать молочное (мясное) производство, именно поэтому крупные агрохолдинги заинтересованы в развитии этого направления с целью повышения качества своей продукции наряду с оптимизацией расходов.

Основной закон, регулирующий племенное животноводство, – Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве». Хозяйство, получившее статус племенного репродуктора или племенного завода, основной деятельностью которых было молочное производство, дополнительно получает деятельность племенного животноводства. Деятельность в области племенного животноводства дополнительно приносит, хотя и небольшую, но прибыль от продажи племенного молодняка по более высоким ценам. Кроме того, получив статус племенного завода или репродуктора, хозяйство получает доступ к федеральным и региональным дотациям, так как это направление действительно признано важным в восстановлении и развитии аграрного сектора экономики страны.

Конечно, далеко не все могут позволить себе содержать племенной завод или репродуктор (нужны специалисты, площади, финансы), поэтому многие хозяйства вынуждены улучшать свое стадо через закупки у других игроков рынка. В целом это не особо выгодно, так как продавать ниже себестоимости никто не будет, а племенной молодняк обходится недешево.

Решение проблемы мы видим в господдержке субсидиями покупателей племенного молодняка – ведь в целом это поддержка развития племенного животноводства.

Согласно статье 12 ФЗ «О племенном животноводстве», управление племенным животноводством осуществляет государственная племенная служба. В реальности развитие племенного животноводства в субъектах РФ тормозит отсутствие однородной организационной структуры, на базе которой может и должно осуществляться управление селекционно-племенной работой, оценка и контроль ее результатов.

Выполнять эти функции, на наш взгляд, должен региональный информационно-селекционный центр. Именно он должен быть государственной единицей и решать ключевые задачи селекционно-племенной работы. К сожалению, статус региональных информационно-селекционных центров в России сегодня имеют организации различных организационно-правовых форм, в том числе, открытые акционерные общества, производящие и реализующие семя производителей, и иные, у которых цель – получить прибыль, а не улучшить результат селекционно-племенной работы в регионе.

В Кировской области функции регионального информационно-селекционного центра исполняет частично отдел развития животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, но аграриев тревожит информация о передаче функций «Клеверам Нечерноземья», а это – негосударственная организация.

К примеру, мы говорим о независимой оценке быков по качеству потомства и при этом создаем лаборатории по определению содержания жира и белка в молоке на базе племпредприятий, у которых есть определенная заинтересованность в установке высоких показателей жира, белка в молоке коров. В этом случае бык племпредприятия может получить оценку как улучшателя, соответственно и цена одной дозы его семени будет выше. Из примеров нашего региона – в Кировской области лаборатория создана на базе племпредприятия ОАО «Кировская» по племенной работе.

Специалистов волнует вопрос – почему нет государственных лабораторий? Почему данные для оценки быков в головной селекционный центр ВНИИплем поставляются специалистами племпредприятий, причем данные оценки продуктивности дочерей быков набиваются часто вручную в программу «PODDOP» или перекачкой с баз данных «Селэкс» сельхозпредприятий, при этом программа РОDDOP позволяет вносить после перекачки изменения или удаления «неугодной» информации, а значит – дает возможность для злоупотреблений. А ведь оценка производителей несет очень важную функцию в деле повышения потенциала продуктивности животных, поэтому так важна информационная защита этих данных и исключение коррупциогенной составляющей.

В Кировской области база для формирования оценки быков племпредприятия ОАО «Кировское» во ВНИИплем по результатам 2015 года была представлена специалистами самого племпредприятия. Такой подход не способствует активному развитию племенного животноводства. Все вышеперечисленные функции в регионах, на наш взгляд, также должен выполнять государственный региональный информационно-селекционный центр.

Требует изменения не только управление племенным животноводством, но и подходы к стратегии дальнейшего развития российского племенного животноводства – нужна новая система развития этого направления с привлечением государства и опорой на современные научные изыскания. Именно такой системный подход, требующий господдержки по всем направлениям, позволит возродить утерянное в сложные годы и вывести племенную работу на новый уровень, обеспечив переход на новый качественный уровень всего сельхозпроизводства, и в конечном счете – качества продуктов питания, составляющего основу здоровья населения.

 

Источник: milknews.ru