Сельхозтехника 2015: период устойчивого роста

Благодаря текущей экономической конъюнктуре и государственной поддержке отрасли продукция российского сельскохозяйственного машиностроения не только пользуется повышенным спросом со стороны аграриев, но и бьет рекорды в области экспорта.

foto

 

Выбираем отечественное?

Россия как аграрная держава имеет давние традиции в сельскохозяйственном машиностроении. Даже деиндустриализационная волна 1990–2000-х не смогла полностью разрушить мощный машиностроительный базис отечественного сельского хозяйства. В настоящее время производством машин и оборудования для АПК заняты более сотни российских предприятий, и хотя на мировом рынке наша сельхозтехника не занимает таких прочных позиций, как, например, оружие, но все же вполне можно говорить о конкурентоспособности российской продукции.

Прежде всего, не приходится говорить о технологической отсталости нашей продукции. В конце концов, не настолько сельхозтехника сложна в технологическом плане, чтобы мы со своими традициями опытно-конструкторских разработок в сельском хозяйстве не могли производить адекватные современным реалиям образцы. Правда, многие производства в России имеют высокие издержки, которые образуются как по природным, так и по структурным причинам. Скажем, нашим производителям крайне дорого обходятся кредитные ресурсы.

Однако благом для отечественных машиностроителей является наличие широкого внутреннего рынка сбыта своей продукции. Причем макроэкономическая конъюнктура в настоящее время способствует росту внутреннего потребления: при обвальном падении курса рубля импортная техника и ее обслуживание становятся для наших аграриев чрезмерно дорогими, и им волей-неволей приходится переориентироваться на отечественные аналоги. По данным Минпромторга, за 7 месяцев 2015 г. произошло снижение импорта машин и оборудования для сельского хозяйства на 59%. Если рассмотреть по сегментам, то импорт тракторов за январь-июль упал на 50% (4 тыс. шт.), комбайнов – на 24% (1,1 тыс. шт.), плугов – на 41% (7,7 тыс. шт.).

При этом отмечается рост объемов производства некоторых видов сельхозтехники: в первом полугодии 2015 г. выпуск плугов вырос на 18% (1,2 тыс. шт.), борон – на 79% (5,8 тыс. шт.), культиваторов – на 27,8% (1,58 тыс. шт.) и т. д. Похоже, российские производители адекватно оценили особенности нынешнего положения дел в экономике и ответили на возросший спрос увеличением производства.

Директор ООО «Стрелец-Агро» – одного из ведущих сельхозпредприятий Серафимовичского района Волгоградской области Вячеслав Котов отметил, что отечественная техника выпускается хорошего качества и стала более доступной для аграриев. Он пояснил: «Техника сегодня находится на высоком уровне, и я готов работать с отечественными сельхозмашинами, особенно при такой весомой поддержке со стороны государства. Весной я приобрел комбайн Acros и прицепные колесно-пальцевые грабли Kolibri V. Сэкономил свыше полумиллиона рублей и уже потратил эти деньги на покупку удобрений. Думаю в ближайшее время пополнить парк машин еще одним комбайном Ростсельмаш».

 

Государство – потребитель – производитель

Кстати, росту спроса на российскую сельхозтехнику в последние годы способствует и поддержка потребителей со стороны государства. Программа госсубсидий на 2015 г. составляла 3,9 млрд руб., однако из-за роста спроса этих денег оказалось недостаточно: уже к 7 августа аграрии заключили контрактов на поставки на 5,23 млрд руб. Видя такую ситуацию, Российская ассоциация производителей сельхозтехники «Росагромаш» направила письмо в Минсельхоз с просьбой увеличить финансирование программы в 2016-м на 2,5 млрд руб. По данным директора «Росагромаша» Евгения Корчевого, лишь с 24 июля по 7 августа спрос на субсидии вырос на 630 млн руб.

Что ответит на это государство, финансовые возможности которого сокращаются, неизвестно. Ходят слухи, что в 2016 г. Минсельхоз вообще может отменить субсидию агропроизводителям, начав вместо этого выделять деньги регионам для дальнейшего распределения. Причем получать средства регионы станут пропорционально объему производимой продукции.

Волгоградский предприниматель Кирилл Кусмарцев на примере этого региона рассказывает, чем теоретически может обернуться такое новшество: «С одной стороны, в нашем регионе реализуется федеральная программа № 1432, которая позволяет приобрести отечественную сельхозтехнику со скидкой 25%. И 145 млн руб. из 390 млн руб. Волгоградская область уже освоила. А с другой стороны, разработана региональная программа обновления сельхозтехники. В бюджете есть 64 млн руб. в программе «Развитие сельского хозяйства» на техническое и технологическое обновление, но чиновники деньги не тратят. Хотя, например, в Ставрополе из областного бюджета уже выделили 40 млн руб., и тут же отдали местным фермерам как скидку при покупке ставропольской агротехники: и фермерам помогли, и своим производителям. А наши держат деньги, наверное, ждут удобного момента, чтобы их в другие места перебросить».

Таким образом, поступление средств в распоряжение регионов грозит их замораживанием и нецелевыми тратами. Понимая это, многие эксперты и собственно потребители техники ратуют за сохранение субсидий в их нынешнем виде, ведь эффективность программы, как отмечают специалисты, во многом была обусловлена централизацией и целевым назначением. И современная отечественная техника благодаря программе 1432 стала значительно доступнее, что сразу же отразилось на устойчивости рыночного положения машиностроителей. Директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков напрямую связывает с ней тот факт, что к концу года объем реализации «Кировцев» вдвое превысит показатели 2014-го, а доля завода в сегменте энергонасыщенных сельхозтракторов увеличилась с 12% в 2013 г. до 52% в текущем. А совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин полагает, что субсидия «выравнивает условия конкуренции между российскими и зарубежными производителями, пользующимися многими видами поддержки в своих странах», что побуждает компании к локализации производства.

Еще одним действенным механизмом поддержки обновления парка сельхозмашин может стать программа утилизации. Свою эффективность эта программа уже показала на примере автопрома. Сейчас проект программы субсидий при обновлении агротехники проходит согласование в Правительстве. Реализацию этой программы поддержал министр сельского хозяйства Александр Ткачев на встрече с Константином Бабкиным.

 

Завоевываем внешние рынки

В общем, главное, чтобы у государства вообще нашлись деньги на поддержку отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Ведь кроме внутреннего потребления помощь идет и по линии стимулирования экспорта, который в условиях девальвации национальной валюты становится все более прибыльным (девальвация всегда выгодна экспортерам и не выгодна импортерам). Кто же и что именно делает в этом направлении?

Минпромторг помогает сельхозпроизводителям участвовать в крупных международных выставках-ярмарках, а Экспортно-страховое агентство России («дочка» Внешэкономбанка) страхует экспортеров и даже обеспечивает зарубежных покупателей кредитными средствами по конкурентным ставкам. При посредничестве ЭКСАРа осуществляется до 90% всех поставок в европейские страны. Существует и нефинансовая поддержка. Различные торговые представительства России сопровождают зарубежные проекты наших экспортеров (например, путем внедрения новой паспортно-проектной системы). А межправительственные комиссии углубляют торгово-экономическое и научное сотрудничество с другими странами по различным проектам. Из перспективных направлений выделим информационную поддержку со стороны Минпромторга – запуск портала внешнеэкономической информации, а также экспортный лизинг с участием государственного оператора ОАО «Росагролизинг».

И совместные усилия государственных и коммерческих структур дали результат: по данным Ассоциации «Росагромаш», экспорт российской сельхозтехники по итогам первого полугодия 2015 г. составил 3,8 млрд руб. – рекордное значение за всю современную историю поставок сельхозтехники за рубеж. С одной стороны, рост экспорта очевидным образом связан с повышением спроса на российские модели, способными и по техническим, и по экономическим характеристикам конкурировать с иностранными образцами. Но, с другой стороны, рекорд частично объясняется и девальвацией национальной валюты, ведь при ее удешевлении за одну проданную за доллары единицу техники можно получить больше рублей.

Интерес к российской продукции проявляют и в Европе, и в Азии – экспорт осуществляется в 37 стран мира. Наиболее востребованы за рубежом кормо- и зерноуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, оборудование для очистки и хранению зерна, посевная, почвообрабатывающая и кормозаготовительная техника, запасные части. В то же время отдельные виды сельхозтехники могут показывать и тенденции к снижению экспорта. Скажем, тракторов мы продаем за рубеж все меньше: в 2011 г. на экспорт ушло 1411 машин, в 2012 – 1188, в 2013 – 953, а в 2014 – всего 591 трактор.

 

Тракторостроение

Анализ положения дел на рынке отечественной агротехники будет неполным без рассмотрения основных отраслей сельскохозяйственного машиностроения и хотя бы краткого описания существующей номенклатуры продукции. Начать наше исследование представляется целесообразным с трактора – совершенно незаменимой машины для целого ряда отраслей хозяйства. Сельхозпроизводители предъявляют тракторам целый ряд требований: возможность быстрой смены навесного оборудования, способность работать как на больших, так и на малых скоростях, а так же удобство ремонта и обслуживания в полевых условиях. Существует и требование унификации присоединительных устройств для разных моделей тракторов и навесного оборудования. Стремление к удовлетворению многообразного спроса приводит к увеличению модельных линеек машиностроителей.

Посмотрим, как это реализуется на практике. Петербургский тракторный завод (входит в группу компаний «Кировский завод») славится своими тракторами марки «Кировец», имеющими давнюю историю: первый такой трактор увидел свет в 1962 г. Завод выпускает уже 5-е поколение «Кировцев» – К-744Р с российским двигателем АМЗ. Данная серия представлена 4-мя моделями мощностью от 300 до 428 л. с. и максимальной производительностью гидросистемы рабочего оборудования 180 л/мин. Тракторы снабжены уникальной сельхознавеской максимально универсальной конструкции – одна навеска подходит под отечественные и импортные орудия как 3-ей, так и 4-ой категории. Выпускается питерцами и универсальный сельхозтрактор К-703М-12-03.2 мощностью 350 л. с. и массой от 16 т. А вот из дополнительной агротехники на заводе производят только трамбовщик силоса Кировец ТСН-5.

Концерн «Тракторные заводы» включает в себя целый ряд компаний-производителей. Одним из самых известных брендов концерна является «АГРОМАШ» – трактор, производимый сразу на нескольких российских заводах: волгоградском, владимирском, чебоксарском. Существует несколько его модификаций (см. таб. 1). 

 

Таблица 1. Модификации тракторов «АГРОМАШ»

Модель

Тяговый класс

Мощность двигателя, кВт/л.с.

Масса, кг

85ТК

1,4

62,5/85

4080

Руслан

-

250/340

14700

90ТГ

3

69,1(94)

6220-7250

180ТК

3

133/181

7000

85ТК Метан

1,4

62,5/85

4230

60ТК Кабриолет

0,9

44,1/60

2600

60ТК Метан

-

44,1/60

2900

50ТК

-

33,1/45

2750

50ТК Метан

-

33,1/45

2750

30ТК

-

22,1/30

2500

30ТК Кабриолет Метан

-

22,1/30

2500

30СШ/50СШ

-

22,1/30

331,/45

2440

 

Трактор Агромаш-90 ТГ (гусеничный) волгоградского производства реализуется с 25–30% скидкой по Программе 1432, так же как и трактор Агромаш-85 ТК произведенный в Саранске (ООО «Сарэкс»).

Среди чисто российских марок тракторов отметим трактор «Балтиец», выпускаемый питерским ЗАО «Завод Спецмашин». Существуют три основных вида сельхозтракторов, объединенных этой маркой. Трактор общего назначения К-707Т обладает двигателем мощностью до 420 л. с., гидросистемой производительностью 160 л/мин. Сельскохозяйственный бульдозер К-707Т – трактор с сельхознавеской 4 категории и отвалом шириной 3000 мм на передней полураме. Наконец, вилочный погрузчик К-703Б ПФ-1 применяется в сельском хозяйстве для заготовки кормов (в том числе силоса), перевалки сенажа (в рулонах и тюках), штабелирования палет, разбрасывания удобрений.

Широко распространено в России и производство тракторов иностранных марок. Безусловным лидером здесь является «Беларус» от Минского тракторного завода. Различные модели этой легендарной марки собирают такие отечественные предприятия, как ОАО «ПО «Елабужский автомобильные завод», ОАО «САРЭКС», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Комбайнмашстрой» и др. Всего у Беларуса только базовых моделей насчитывается 15, а уж вместе с модификациями… Базовая модель Беларус-1221, в свою очередь, подразделяется на 8 моделей (1221.2, 1221.В2, 1221.Т2 и др.), базовая модель Беларус-80.1 имеет 18 модификаций (82.1, 82 У и др.), Беларус-550 (16 модификаций), гусеничные Беларус-1502 и Беларус-2103. Разнообразие весьма значительно: неудивительно, что, по гордому заявлению производителя, каждый 10 трактор в мире – Беларус.

Техника белорусского производства участвует в программах Росагролизинга, однако скидки в 25–30% по Постановлению № 1432 на трактор МТЗ не распространяется.

В июне месяце компания Ростсельмаш объявила о переносе из Канады в Ростов-на-Дону производства тракторов Versatile. В компании посчитали, что в связи с оказываемой государственной поддержкой производство тракторов получается вполне рентабельным. Поэтому было принято решение о выпуске тракторов Versatileв России, с уровнем локализации более 40% для участия в программе 1432.

Рост производства по итогам прошлого года показал тамбовский завод ЗАО «АгроТехМаш», выпускающий трактора Terrion. Линейка продукции представлена следующими моделями: трактор ATM3180 – 3 класс, 180 л. с.; АТМ-4200 (200 л.с.); АТМ-5280 (280 л. с.) и АТМ-7360 (360 л. с.). В сборке используются немецкие агрегаты: гидравлика, трансмиссия, двигатель Deutz, что по уровню локализации пока не позволяет участвовать в субсидировании отечественных предприятий отрасли.

Российские заводы собирают трактора и таких иностранных марок, как JohnDeere, CLAAS, NewHolland, ХТЗ и др. Процессы локализации производства характерны для тракторостроения в той же мере, что и для автомобилестроения. Это еще одна причина, почему в последние годы наблюдается неуклонное снижение импорта: в условиях роста цен на них в силу удорожания валюты нет никакого резона везти через границу трактор, произведенный за рубежом, если и внутри страны можно найти удовлетворяющую тебя модель.

 

Комбайностроение

Другим важнейшим видом сельхозтехники является комбайн. В производстве комбайнов ведущее положение занимает Ростсельмаш. Основанный в 1929 году, завод является одним из лидеров не только отечественного, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения: достаточно сказать, что здесь собрано самое большое количество комбайнов в мире – 2,6 млн штук. Объединяя 13 производственных компаний и несколько брендов, Ростсельмаш создает всю линейку машин для агробизнеса – 150 моделей и модификаций 24 типов техники, в том числе зерно- и кормоуборочные комбайны, тракторы, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудование и др.

В таблице представлены основные характеристики зерноуборочных комбайнов, производимых Ростсельмашем (см. таб. 2). 

 

Таблица 2. Модификации комбайнов Ростсельмаш.

Модель

Мощность двигателя, л. с.

Объем бункера, куб. м

Производительность

TORUM780/750

506/425

12,0

39 т/час

ACROS595 Plus

325

9,0

19,84 т/час

ACROS585/550

300/280

9,0

4,15 га/час

VECTOR450 Track

255

6,0

4,12 га/час

VECTOR420/410

210

6,0

13,5 т/час

NIVA

155

3,0

7,2 т/час

 

Как видно из приводимых данных, комбайны Ростсельмаша отличаются большим разнообразием и подходят для самых разных природных условий, а так же для разных потребностей аграриев. Скажем, новый комбайн VECTOR 450 Track разработан специально для уборки в сложных почвенных условиях, для чего он снабжен шасси на гусеничном ходу. Благодаря большой площади опорной поверхности этот комбайн подходит для топких полей, которые часто встречаются, например, на Дальнем Востоке России, а также в рисосеющих регионах. А компактность и легкий вес комбайна NIVAделают его эффективным для работы на небольших, сложноконтурных полях.

Упомянем и кормоуборочные комбайны Ростсельмаша. Минимальными издержками, высокой производительностью и универсальностью отличается комбайн RSM 1401. DON680Mпредназначен для небольших животноводческих хозяйств, использующих машины подобного класса для ежедневной подкормки скота кукурузным силосом. А прицепной кормоуборочный комбайн Sterh 2000 не только скашивает и укладывает в прокос травы, ботву сахарной свеклы и картофеля, но еще и измельчает, доизмельчает и осуществляет погрузку полученного продукта в транспортное средство.

Конкурентом Ростсельмаш на рынке зерноуборочной и кормоуборочной техники является белорусский производитель Гомсельмаш. Предприятие выпускает 6 модификаций зерноуборочных комбайнов Палессе, производительностью от 7 т/ч (КЗС-5 Палессе GS05) до 24 т/ч (КЗС-1624 Палессе GS16). Российская сборка белорусской техники в основном производится на совместном предприятии Брянсксельмаш.

Кормоуборочные комбайны Брянсксельмаш по уровню локализации только в середине 2015 года попали в перечень Постановления 1432. На зерноуборочную технику белорусского производства 25% скидка не распространяется. Однако, для поддержки Гомсельмаш и удержания российского рынка сбыта, в июле 2015 г. Президент Белоруссии Александр Лукашенко предоставил предприятию из средств бюджета кредит в $425 млн. Данная мера в 5 раз превышает годовой объем поддержки всего российского сельхозмашиностроения, и в 20 раз превышает ежегодный размер полученных Ростсельмашем субсидий по Программе 1432.

Помимо Ростсельмаш и Брянсксельмаш выпуском зерноуборочных комбайнов занимается и ООО «Агромашхолдинг», входящий в Концерн «Тракторные заводы». Эта компания разработала 6 моделей комбайнов: Енисей 950 (145 л. с., 9 т/ч производительность), Енисей 1200, Агромаш 3000-5000 (производительность от 9 до 16 т/ч). За 2014 год компанией было собрано всего 50 комбайнов, что является незначительным количеством, в сравнении с многотысячными показателями лидеров отрасли.

По программе 1432 субсидируются две модели комбайнов – Агромаш 3000 и Агромаш 4000. Предприятие-производитель: дочерняя компания «Агромашхолдинга» – ООО «Волжский комбайновый завод» (Чебоксары).

Концерн «Тракторные заводы» в 2013 году закрыл завод в Красноярске (КЗК), сконцентрировав производственные мощности на основной площадке – в Чебоксарах.

Кроме производственных предприятий, в России работают также сборочные предприятия иностранных производителей: американского JohnDeereв подмосковном Домодедово, немецкого CLAASв Краснодаре, CNHв Татарстане. Причем немецкий производитель CLAASанонсировал к октябрю запуск второй очереди завода. В это же время российская компания КамАЗ вышла из совместного предприятия по сборке комбайнов Caseв Набережных Челнах.

Таким образом, уже из нашего предельно краткого обзора видно, что российские комбайностроители способны обеспечить разнообразные потребности отечественного аграрного производства и даже занять многие мировые ниши.

 

Импортозамещение без лозунгов

Резюмируя наш обзор тракторо- и комбайностроительной отраслей, отметим, что каждый производитель считает необходимым создать линейку моделей, исчерпывающих ряд требуемых агробизнесом характеристик и параметров техники. Вкупе с универсальностью многих технических решений это создает ситуацию, когда внутренний спрос на сельхозтехнику может быть удовлетворен только за счет продукции отечественного машиностроения. По сути, это означает, что пресловутое импортозамещение в области сельхозтехники возможно и даже реально происходит без политических лозунгов и административного давления, исключительно за счет собственно рыночных механизмов. А пример сельскохозяйственного машиностроения, бьющего рекорды во внутренних продажах и в экспорте, показывает, что только качественная, разнообразная и конкурентоспособная продукция является залогом устойчивого рыночного положения в современном мире.

 

Автор: Константин Смолий

 

Редакция благодарит за помощь в написании статьи Кирилла Кусмарцева (Росагромаш)