Оглавление

Кто поможет фермерам?

Автор: Юлия Житникова

Сельское хозяйство переживает не самый простой год. Падение цен на произведенную продукцию совпало с резким подорожанием основных ресурсов производства АПК. Как выжить аграриям и сохранить рентабельность бизнеса в современных экономических реалиях, обсудили на ХХXIV съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых сельхозпроизводителей Краснодарского края (АККОР).

 

Гранты в помощь

Традиционное собрание АККОР Краснодарского края прошло в станице Полтавская. Кроме представителей КФХ Краснодарского края на съезд приехали гости из Чечни, Адыгеи, Ростовской области.

В мероприятии приняли участие губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, депутат Государственной Думы РФ, президент Всероссийской Ассоциации АККОР Владимир Плотников, председатель ЗСК Юрий Бурлачко, заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка, председатель АККОР Краснодарского края Александр Шипулин.

«Для нашего аграрного края съезд фермеров имеет большое значение. Здесь мы обсуждаем актуальные вопросы, чтобы сработать на опережение в текущих непростых экономических условиях. Сегодня в крае более 13 тыс. фермерских хозяйств и около 1 млн личных подсобных. Вы обрабатываете треть посевной площади в регионе. В этом году собрали 30 % от всего урожая зерна, фруктов и ягод, около 60 % овощей. Не сдаете свои позиции в животноводстве, продолжаете наращивать поголовье крупного рогатого скота и птицы. Фермеры — это серьезная опора для экономики региона, в вопросе обеспечения продовольственной безопасности страны», — сказал Вениамин Кондратьев.

Губернатор подчеркнул, что аграрии могут получить гранты и субсидии на всех этапах развития. В этом году на различные меры поддержки фермерства предусмотрели около 3 млрд руб. В их числе программа для решивших начать собственное дело «Агростартап», гранты на закладку малых садов, субсидия на реализацию молока.

 

Пошлины тянут вниз

Участники съезда обсудили актуальные вопросы агропромышленного комплекса — цены на продажу сельхозпродукции, покупку минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и средств защиты растений, задачи АККОР Краснодарского края на 2023 год. Юрий Бурлачко напомнил о необходимости соблюдения норм закона о плодородии почв.

«Сейчас наши фермеры ведут сельхоздеятельность на площади более 1 млн га. При этом совокупная численность КРС у малых форм хозяйствования крайне низкая. Однако по закону положено вносить 9 тонн органического удобрения на гектар земли каждые пять лет (раньше было 2 тонны — прим. автора). Органику надо где-то брать. Так что или покупаете, или заводите животноводство. За землей нужен уход, но цифры пока не в вашу пользу. По данным ученых, слой гумуса уменьшается с каждым годом. Никто не хочет, думаю, оставить детям солончаки в наследие», — сказал спикер ЗСК.

Однако основной темой заседания стали вызовы, которые сегодня переживает аграрное производство, как и многие другие отрасли экономики в стране.

«Фермеры ставят рекорды, но они не воплощаются в доходность. Цена стоит, реализовывать продукцию трудно при стагнирующем сбыте. Стоимость зерна не соответствует растущим затратам на производство. Из последних серьезных проблем — перебои с поставками и рост цен на ГСМ. Этот вопрос уже довели до президента, провели переговоры со всеми руководителями нефтегазового комплекса, чтобы наладить бесперебойную поставку топлива по регионам. Но вопрос по цене не решен, она все время растет. В некоторых регионах уже перевалила за 100 руб/литр», — говорит Владимир Плотников. По словам председателя Кубанской АККОР, столь стремительный и непредсказуемый рост цен на ГСМ создает опасность банкротства многих семейных фермерских хозяйств, особенно небольших. Тем более что и в других смежных сферах производства отмечается резкое подорожание.

«За этот же период произош­ло резкое повышение цен на минеральные удобрения. Аммиачная селитра стоила в начале года
14 руб./кг.

Сейчас больше 25 руб. Это тоже снижает доходность и создает угрозу банкротства», — отметил Александр Шипулин.

«Ситуацию могла бы выправить достойная цена на произведенную фермерскую продукцию. Но она остается крайне низкой», — поддержал Владимира Плотникова кубанский представитель АККОР. За пшеницу 3-го класса дают 11–13 руб./кг. Но с места фермеры вынуждены продавать зерно по цене, близкой к себестоимости, а порой даже более низкой.

«Поэтому мы вносим предложение установить цену на пшеницу 3-го класса не ниже 17 руб./кг. И в очередной раз заявляем о необходимости отмены экспортных пошлин. Они напрямую влияют на формирование цены на зерновые, масличные культуры для нас как производителей», — говорит Александр Шипулин.

Отменить экспортные пошлины фермеры просят на каждом своем заседании, на всех встречах с Правительством РФ. Но пока позиция Минсельхоза РФ неизменна — пошлины останутся. Между тем, по мнению аграриев, именно они вгоняют их производство в большой минус.

«В начале уборки зерновых и колосовых культур Минсельхозом России было принято решение о корректировке точки отсечения реализации пшеницы 3-го класса по цене 17 руб./кг без НДС. Казалось бы, это лучшие условия, чем год назад. В начале уборки, в июле, эти цены были, хотя было трудно продать урожай сразу. На сбыт давило нереализованное зерно 2022 года. За июль и август было продано 9 млн тонн зерна — это очередной рекорд для страны. Но наш урожай не вывозится за рубеж в срок. Это дало повод для снижения цены на внутреннем рынке — на 2–3 и более руб. за килограмм. А пшеница является локомотивом продаж сельхозпродукции. И этот локомотив потянул цены на другие культуры вниз», — рассказал председатель АККОР Крымского района, директор ООО «Кубань-Агро» Александр Титов.

В сентябре аграрии начали уборку подсолнечника. За неделю цены с 29 руб. упали до 23 руб./кг. И это не предел, считает Александр Титов. «Если раньше наши аграрии имели возможность продать подсол­нечник за рубеж, то сейчас экспорт запрещен. И переработчики могут опускать цены до стоимости подсолнечного шрота, которая в настоящее время составляет 23 руб. Причем подсолнечное масло переработчики продают за рубеж без пошлин. Фермеры считают, что государство изначально поставило производителей и переработчиков в неравные условия. Это надо менять».

«Что нас ждет дальше? Если затоваренность на складских помещениях переработчиков будет 100 %, то рынок вообще станет. И так будет со всей продукцией, если государство не примет срочные меры. Во-первых, власти должны нарастить объем отгрузок, иначе просто захлебнемся зерном. Во-вторых, нужно создать государственную зерновую компанию, которая будет закупать у сельхозтоваропроизводителей продукцию с возможностью хранения у того же фермера в хозяйстве. Причем необходимо оставить аграриям право обратного выкупа зерна в случае, если цены на продукцию вырастут. Эти меры позволят стабилизировать цены на внутреннем рынке, доведут их до базовых цен хотя бы в 17 руб./кг. И все это нужно делать как можно быстрее. Мы должны стать зерновым хабом для хранения зерновой продукции. Для этого нужны дополнительные емкости хранения, которые спасут в неурожайные годы. Запас должен быть. А пока фермеры будут бояться высоких урожаев как огня, ни о какой продовольственной безопасности речи быть не может», — говорит глава Крымской АККОР.

Но самое главное, отмечает спикер, необходимо отменить пошлины на зерно. Тогда даже господдержка отрасли не понадобится. Тем более что сейчас, по мнению аграриев, субсидии распределяются крайне неравномерно и абсолютно не соответствуют отсечению цен.

 

Земельные коллизии

Затронули аграрии и тему приостановки льготных кредитов. В этих условиях банки предлагают фермерам кредитоваться под 17 %. Затем ставку обещают понизить до 5 %, как и было раньше. Но уточняют, что это возможно при соответствующем решении правительства. В этой ситуации у всех сельхозтоваропроизводителей возникает резонный вопрос: а если этого решения не будет, то как возвращать средства, взятые под столь высокий процент? По последним данным, возобновить выдачу льготных кредитов для АПК Минсельхоз РФ рассчитывает в конце текущего года. Но все зависит от финансирования.

Снова подняли на съезде вопрос сложного подключения и согласования проектов с электрическими и газовыми сетями. Мало того, что тариф для сельхозпроизводителей очень высокий, так еще и подключить свое хозяйство к благам цивилизации — тот еще квест. Из-за этих сложностей не воплощаются в жизнь многие перспективные инвестиционные проекты.

«Сколько лет говорим о сложности подключения к газу, электросетям, но проблемы ос­таются. Мой рыбный проект по выращиванию форели производством 400 тыс. тонн в год совместно с датской фирмой развалился лишь из-за того, что готовую к пуску котельную подключали к газу три года. А на подключение к электроэнергии выдали совершенно нереальные технические условия. Уже не первый год летом качество снабжения электроэнергией не выдерживает никакой критики. Напряжение в сети вместо 220 вольт — 140. Холодильники, сплит-системы, даже кассовые аппараты отказывают. Для исправления ситуации построил свою личную батарею. Энергетики тянут уже три месяца — под разными предлогами не подключают нас к электросети. В этой ситуации просьба к ЗСК — обратить внимание на разработку законов по солнечной энергии. Они у нас далеки от совершенства», — сообщил генеральный директор ООО «Емельянов и К» Петр Емельянов, фермер из Белореченского района.

Также представителей власти попросили помочь фермерам и продвинуть другие необходимые решения в Правительство РФ.

«Необходимо установить твер­дую государственную цену на молоко — не ниже 32 руб. без НДС. А также установить ставку субсидии до 1,1 руб. за килограмм молока и коэффициенты — 1,3 для малых предприятий, 1,72 — для ИП, глав КФХ. Кроме того, следует освободить малые хозяйства — членов АККОР — от применения национальной маркировки «Честный знак» как избыточной. Продукция этих фермеров пользуется повышенным спросом, ее знают и любят. Зачем эти дополнительные процедуры, которые требуют повышенной занятости, оформления многих документов. Сплошной формализм. По-прежнему остро стоит кадровый вопрос — молодежь уезжает из села в город. Чтобы переломить ситуацию, необходимо создание целевых мест для детей фермеров в сельхозвузах. Это позволит подготовить необходимые кадры для села из тех ребят, которые по окончании учебы точно вернутся к своим семьям», — считает Александр Шипулин.

Земля — главное богатство фермеров, но она же часто становится камнем преткновения. Поэтому земельные законы также вызывают вопросы у фермеров.

Например, по закону 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» фермеры имеют право получить землю без торгов. Но не все так просто.

«При реализации 101-ФЗ столкнулись с некоторыми коллизиями права. В законе написано, что КФХ имеют право получить землю. Но уже два года всех фермеров регистрируют как ИП, без ссылки на КФХ. Поэтому им невозможно воспользоваться льготой. Да, везде говорят, что это техническое недоразумение, но решить самостоятельно этот вопрос мы не можем», — говорит председатель АККОР Красноармейского района Владимир Максименко.

Второй момент касается закона о сохранении земель особо ценных продуктивных сельхоз­угодий. Сегодня эта задача в приоритете у государства. В итоге некоторые фермеры столк­нулись с тем, что приватизированные в свое время в законном порядке животноводческие фермы, складские помещения, зернотоки и т. д., которые были построены еще в 1970–1980-х годах, в настоящее время находятся на особо ценных землях. Как они туда попали, уже вряд ли можно выяснить.

«Получается, реконструировать эти объекты нельзя, расширяться нельзя, можно использовать с ограничениями. При этом данные земельные участки еще с тех же 1970-х годов находились в составе бригад, животноводческих ферм, складских помещений, зернотоков и никак не относились к особо ценным. Это подтверждается более ранними документами. Понимаем жесткую политику государства в отношении особо ценных земель, но хотели бы ходатайствовать о принятии более мягкого регламента по их переводу. Речь идет именно о землях, которые находятся под существующими объектами недвижимости — фермами, складами. И также нужно конкретно прописать сроки принятия решений по этому вопросу. Сейчас дело может растянуться на несколько лет», — отметил Владимир Максименко.

 

Операция «Кооперация»

Во многих выступлениях звучала тема кооперации. Сегодня, чтобы не просто выживать, а успешно развиваться, нужно создавать кооперативы. Это позволит достойно конкурировать с агрохолдингами.

«Для дальнейшего развития необходимо создавать кооперативы еще на стадии переработки. Объединяться малым сельхозпредприятиям, чтобы становиться крепче, вместе преодолевать трудности, конкурировать с крупными производителями и выходить на новые рынки сбыта. Сегодня мы предоставляем компенсации для начинающих кооперативов до 90 % затрат на приобретение техники и закупку оборудования для переработки. Готовы и дальше создавать максимально комфортные условия», — сказал Вениамин Кондратьев.

В принципе, с этим утверждением согласны многие, вот только нерешенных вопросов все еще хватает. Например, остаются проблемы со сбытом. Сети все так же их не видят, как и обычных фермеров, зерновые трейдеры вообще не понимают, как работать с кооперативами.

«Банки — это отдельная каста. Они тоже не видят кооперативы как работающие структуры и никогда их не кредитуют. В итоге сейчас назрел ряд вопросов, которые необходимо решить.

Первое — обеспечение доступности финансовых ресурсов краевых фондов для сельхозкооперативов. Это одна из мер поддержки, нужной нам сегодня. Второе — создание государственно-частного партнерства в вертикально интегрированной системе реализации продукции, произведенной в сельхозкооперативах. Третье — предоставление сельхозкооперативам приоритетного права поставок сельхозпродукции в наши социальные сети, санаторно-курортные. Также необходим возврат программы грантовой поддержки кооперативов, которая существовала ранее; создание в крае структуры, объединяющей кооперативы. Нужно ввести в крае полноценную систему обучения сельхозкооперации, в том числе путем включения актуальных предметов или курсов в программу обучения средних или высших аграрных учебных заведений», — предложил председатель АККОР Усть-Лабинского района Владимир Якунин.

Напоследок губернатор Кубани традиционно ответил на многочисленные вопросы фермеров из зала и совместно с Владимиром Плотниковым вручил награды лучшим сельхозтоваропроизводителям.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос