Правительство РФ обсудит запрет на приобретение иностранной сельхозтехники с господдержкой

Как стало известно газете «Коммерсантъ», 13 ноября правительственная комиссия по импортозамещению обсудит возможный запрет на закупки импортной сельхозтехники за счет региональных бюджетов и «Росагролизинга».

По сути это может резко ограничить выбор сельхозпроизводителей: под критерии отечественной продукции попадает техника лишь трех российских брендов. Иностранные концерны могут в такой ситуации просто уйти с российского рынка, но эксперты замечают, что и местные заводы вполне могут обеспечить техникой отечественный агропром.

Минпромторг направил в правительственную комиссию по импортозамещению предложения по поддержке сельскохозяйственного машиностроения. Инициативы будут рассматриваться 13 ноября. В частности, речь идет о рекомендации «Росагролизингу» закупать исключительно технику, проходящую по критериям июльского постановления правительства № 719 (в документе определены производственные операции, которые должен выполнять завод, чтобы его продукция считалась произведенной в России). Аналогичную схему выявления отечественной техники предложено рекомендовать и регионам, которые субсидируют за счет бюджетов покупку сельхозтехники.

Директор отраслевой ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой отмечает, что поддержка региональных бюджетов сейчас превышает объемы средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, и составляет 5–10 млрд руб. в год. Сейчас, по его оценке, региональные субсидии распределяются между отечественной техникой и импортной примерно поровну. Господин Корчевой добавил, что по критериям 719-го постановления из всех тракторов и комбайнов, представленных на российском рынке, к отечественной технике будет относиться лишь продукция «Ростсельмаша», Петербургского тракторного завода (ПТЗ) и концерна «Тракторные заводы» (КТЗ).

Кроме того, в предложения Минпромторга вошло давно лоббируемое отраслью увеличение финансирования программы субсидирования. Сейчас государство возмещает производителям техники скидку в 25–30% (в зависимости от региона). В бюджет на 2016 год на это заложено около 1,9 млрд руб., предлагается увеличить сумму до 8 млрд руб. По материалам, представленным правительству, Минсельхоз эту инициативу поддерживает. Кроме того, Минпромторг предложил в 2017–2020 годах выделять по программе ежегодно до 10 млрд руб.

Как уверяет Евгений Корчевой, если средства не будут выделены, то продажи существенно замедлятся и заводы начнут простаивать. Как сообщал «Ъ» 28 сентября, «Росагромаш» уже обращался к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой увеличить объем субсидирования на 2016 год до 8,6 млрд руб., объясняя это тем, что в этом году заводы продали со скидкой по программе значительно больше техники и субсидий не хватит.

Концерны рассчитывают и на возмещение части затрат на НИОКР: Минпромторг просит на это ежегодно по 1 млрд руб. в 2016–2020 годах. Как сообщил Евгений Корчевой, и на эту субсидию смогут претендовать лишь российские заводы, поскольку у иностранцев инжиниринговых центров в России нет. Сейчас государство поддерживает разработку по трем проектам – тракторы ПТЗ и КТЗ и кормоуборочный комбайн «Ростсельмаша».

Источник «Ъ», знакомый с позицией зарубежных производителей, говорит, что рекомендация регионам закупать лишь российскую технику значительно усугубит положение иностранных концернов: объемы продаж крупным региональным агрохолдингам существенны. По его мнению, принятие предложений приведет к монополизации финансовых потоков и лишит фермеров выбора. Кроме того, собеседник «Ъ» полагает, что отсутствие конкуренции не будет мотивировать к развитию техники, зато ее стоимость, скорее всего, будет расти. Такие меры закроют рынок, добавляет он, и приведут к постепенному уходу иностранных брендов.

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что в текущей ситуации на рынке отраслевые предложения, которые приведут к ограничению конкуренции, обоснованы: региональных бюджетов и федеральной поддержки недостаточно для загрузки мощностей российских предприятий. При этом эксперт полагает, что отечественные заводы нарастили конкурентоспособность с точки зрения качества и цены и потребителю будет из чего выбирать.

 

Источник: «Коммерсант»