В России выросли цены на перевозки сельхозпродукции

Производители сельхозпродукции испытывают трудности с перевозками из-за резкого повышения тарифов. На них сильно повлияли изменения в законодательстве о грузоперевозках.

Напомним, 24 июля вступил в силу закон N 248-ФЗ, ужесточивший требования по допустимой нагрузке на ось тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Если перегруз или превышение габаритов более 2%, отвечать придется как водителю, так и юридическому лицу. В 2,5 раза повышены размеры штрафов за их нарушение: до 30 тыс. рублей для руководителей компании и до 250 тыс. рублей – для юрлица. А водители могут лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев. Раньше за нарушение загрузки отвечали только сами перевозчики. Теперь штрафные санкции распространяются и на грузоотправителей.

«Мы вынуждены констатировать, что после увеличения штрафов за перегрузку транспорта стоимость перевозок выросла в 2-2,5 раза. Оперативно решить эту проблему не удалось, поскольку все участники рынка перевозок сталкиваются с техническими вопросами. Рынок услуг по перевозке падает, – заявил председатель правления Союза сахаропроизводителей России Андрей Бодин на слушаниях в Общественной палате. – Нужно внести изменения в правила, определяющие цену перевозки. Сейчас на рынке отсутствует индекс, который можно было бы использовать для формирования цены на перевозку. Де-факто рыночная цена услуги не связана с ценой продукции».

Как отметила председатель Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Общественной палаты Евгения Уваркина, раньше требования к нагрузке на ось тяжеловесного транспорта зависели от километража, но теперь эти ограничения по перегрузу применяются вне зависимости от дальности перевозки. По мнению законодателей, машины с превышением веса разрушают дороги, которые не рассчитаны на такую нагрузку. «Транспортные компании, которые оказывают услуги по перевозке зерна с полей, сейчас подняли цены. Такие изменения могут вызвать коллапс сельхозпредприятий. Либо придется также поднять цены на продукцию», – считает Уваркина.

По мнению генерального директора компании «Краснодарзернопродукт-Экспо» Евгения Сидюкова, контролировать перегруз необходимо, но в то же время техника сейчас стала безопаснее, поэтому можно рассматривать увеличение автопоезда. Так можно компенсировать расходы на транспортировку.

Самая большая проблема для сельхозпроизводителей, что изменения вступили в силу в середине уборочной кампании. «Для сегмента свекловичной патоки простои в перевозке критичны. Раньше патока перевозилась в цистернах, как на корма, так и на заводы. Но впоследствии было запрещено возить патоку, если в техпаспорте цистерны не прописана буква «П». Сейчас для этого пригодны всего 212 цистерн. Патоку стали возить автотранспортом. И рост цен на перевозки очень сильно отразился на сроках перевозок и исполнении обязательств по контрактам, – рассказала глава компании «Агросервис» Ольга Тимофеева. – Очень многие водители отказываются ехать на отгрузки. Из 700 машин на работу выехали 250. Те, которые ездят, загружены наполовину. Емкости по хранению патоки и жима ограничены, поэтому отгрузки должны идти строго по графику. Но если ситуация затянется, сахарные заводы могут остановить работу. А остановка даже на сутки катастрофична для производства».

«Прежде чем вводить ограничения, нужно было просчитать возможные потери от такого варианта. Если сегодня сравнить совокупные потери для дорог и для сельхозпроизводителей, можно сделать вывод, что они в разы превышают преимущества от новых правил», – убежден генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

 

Источник: «Российская газета»