«Туман-1М»: новое поколение самоходных опрыскивателей

В ближайшем будущем компания «Пегас-Агро», производитель уникальных самоходных опрыскивателей «Туман», представит на российском рынке принципиально новую машину. Сегодня «Туман» – известный бренд, репутация которого подтверждается сотнями тысяч часов эксплуатации в хозяйствах не только России, но Украины, Казахстана и Молдовы.

 

«Туманная» история

С 2001 г. компания выпускает самоходный опрыскиватель «Туман-1» – легкий, быстроходный вездеход с независимой подвеской на пневматиках сверхнизкого давления, который все эти годы пользуется стабильным спросом у российских сельхозпроизводителей.

В 2008 г. самарские конструкторы усовершенствовали машину и создали «Туман-2» – более современный высокопроизводительный комплекс, эффективно выполняющий весь спектр агрохимических работ: внесения минеральных удобрений и СЗР от почвенного гербицида до десикации (кроме десикации подсолнечника).

Как разбрасыватель минеральных удобрений «Туман-2» оснащается бункером для удобрений объемом 2000 л, при ширине захвата 26 м его производительность на разбрасывании удобрений составляет до 500 га за смену. Высокую производительность он обеспечивает на опрыскивании при работе как малыми, так и большими нормам внесения рабочей жидкости (от 20 до 300 л/га). При необходимости проведения работ по краевой защите полей инсектицидами и фунгицидами на агрегат устанавливается опрыскиватель вентиляторного типа для краевых обработок полей.

 

Первого сменяет 1М

С 2016 г. компания начала сворачивать производство самоходок первого поколения, на смену которым придет новая машина, которую условно назвали «Туман-1М».

Об особенностях новинки, которая сейчас проходит производственные испытания, рассказал главный инженер ГК «Пегас Агро» Александр Бирюков:

– Появление нового «Тумана» обусловлено тем, что машина первого поколения морально устарела. Хотя она до сих пор продолжает быть востребованной и пользуется стабильным спросом у аграриев, мы видели в ней некоторые недостатки и хотели расширить ее технические возможности. Основное – это увеличение объема внесения, чтобы можно было вносить СЗР не только малыми расходами, но и средними. Учитывая развитие агротехнологии – это экономически оправдано: сельхозпроизводителям нужна машина, способная делать большее количество обработок, работать большими расходами и покрывать больший объем полей. Просто так увеличить объем емкости для рабочего раствора и поставить ее на шасси первого «Тумана» мы не могли: его кабина стоит на двух осях, а вес полезного груза и навески приходится на одну заднюю ось, что делает невозможным увеличение веса машины.

Нам было важно сохранить преимущества первого «Тумана» и одновременно расширить его возможности, сделав машину максимально комфортабельной и удобной для использования. Поэтому наше конструкторское бюро полностью поменяло конфигурацию машины, добиваясь максимального комфорта использования и управления.

В новом «Тумане» полезная нагрузка и навеска распределяется на две задние оси, соответственно кабина стоит на одной оси, что позволило увеличить объем бочки с 600 л до 1 т. Специалисты отмечают, что это предел для таких машин, дальнейшее увеличение нагрузки уже не позволит эффективно использовать шинооболочки. Это очень важно: как разбрасыватель минеральных удобрений только «Туман» на шинооболочках может выходить весной в поле еще по тонкой ледяной корке и начинать подкормку на 2 недели раньше, чем любая другая машина. Планируется поставить вместо однотарелочного распределителя – двухтарелочный. В таком случае машина – учитывая ее увеличенный бункер, новую систему распределения удобрений и возможность более раннего выхода в поле – по производительности сможет обойти своих старших собратьев.

– Кроме того, в новой машине мы сделали передние колеса рулевыми (на «Тумане-1» рулевыми были задние колеса) – с их помощью стало возможным более точно передвигаться по рядкам, – продолжает главный инженер предприятия. – Машина приобрела лучшую управляемость: после сравнительных испытаний систем электрического и гидроусилителей руля предпочтение было отдано гидравлике.

Много внимания конструкторы предприятия уделили вопросам комфорта водителя: кабина новинки полностью повторяет кабину «Тумана-2», она более удобна по посадке, есть возможность установки кондиционера.

– Мы модернизировали и систему внесения рабочего раствора, – рассказывает Александр Бирюков. – Новая машина оснащается большим количеством распылителей – как и на втором «Тумане», они стоят каждые полметра. В отличие от «Тумана-1», где базово устанавливались однопозиционные распылители, мы смогли применять трехпозиционные форсунки. При использовании однопозиционных распылителей, если нужно было оперативно поменять норму расхода, приходилось тратить время на их переустановку, а в трехпозиционной системе это осуществляется буквально за минуты простым поворотом форсунок. Была изменена и геометрия самих штанг, мы применили новую систему замков на пружинах, которая позволяет разложить штанги за считанные минуты – с этой задачей справляется один оператор.

Изменения коснулись и «сердца машины». К сожалению, в стране не производятся двигатели нужного класса, поэтому конструкторам пришлось искать аналоги среди двигателей от серийных автомашин. В итоге на смену вазовскому 8-клапанному карбюраторному двигателю «Тумана-1» пришел 16-клапанный инжекторный от «Шеви-Нивы».

 

Испытание на прочность

– Завод на 100% готов к производству новой машины, – уверен главный инженер ГК «Пегас Агро», – вся оснастка уже подготовлена. Но не в наших правилах выпускать на рынок непроверенную машину, поэтому мы совершенствуем производственный процесс, проводим многоступенчатые испытания машины.

«Туман-1М» проверяют в условиях жесткой эксплуатации: в прошлом году на полях ООО «Агрофирма «Пегас» в Балаковском районе Саратовской области, а в этом – на Поволжской МИС (хотя официального заключения пока нет, предварительный результат положительный). По словам инженера ГК «Пегас-Агро» Максима Жаренова, проводившего производственные испытания «Тумана-1М», машина хорошо себя зарекомендовала в полевых условиях:

– Эта машина объединила в себе простоту первого «Тумана» и комфорт второго. «Туман-1М» хорошо управляется, рулевое управление (тяги, качалки и т. д.) подобраны таким образом, что обеспечивают необходимый радиус поворота при разворотах. Ход мягкий и плавный, машина хорошо себя ведет как на перегонах, где за счет легкости конструкции и применения шинооболочек развивает скорость порядка 60–70 км/ч, так и на пересеченной местности.

При испытаниях в полевых условиях мы проводили оценку качества опрыскивания: работали в ночное время с использованием навигационной системы. Картина покрытия была хорошая – обеспечено равномерное послевсходовое внесение СЗР. При этом испытывались и возможности новой навигационной системы – новосибирской разработки «Агро Навигатор», оценивалась ее точность и возможность установки на серийные модели.

– В этом году мы планируем выпустить небольшую серию «Туманов-1М» – 5–10 единиц – и отправить их в хозяйства для испытаний на разных культурах, в разных почвенно-климатических условиях, – сообщил Александр Бирюков. – Только после того, как будут получены отзывы от практиков, отработаны и устранены все недостатки, машина пойдет в серию.

В следующем году компания рассчитывает произвести 100 машин.

– Это предварительная цифра, – уточняет главный инженер завода. – Мы будем изучать рынок и спрос. Планируем, что рынок у «Тумана-1М», учитывая его выросшие возможности, будет больше. К тому же мы готовили эту машину на смену «Туману-1», традиционно популярному и востребованному в России, поэтому старались сохранить преемственность и не планировали сильного увеличения его стоимости. Учитывая нестабильную ситуацию на рынке и рост курса доллара и евро, сложно делать точные ценовые прогнозы, но по нашим оценкам стоимость «Тумана-1М» по сравнению с агрегатом первого поколения увеличится на 20–25%. Я уверен, что новый «Туман» будет востребован российскими сельхозпроизводителями и поможет им развивать свое производство, сделать его рентабельным и высокодоходным.

 

Автор: Марат Сафиулин