ПАТОР – это новые возможности технического сервиса

ПаторКак известно, российский парк сельскохозяйственных тракторов с 1300 тыс. шт. в 1992 г. сократился к 2012 г. до 285 тыс. шт. Аналогичная картина и с зерноуборочными комбайнами – с 360 тыс. шт. в 1992-м до 130 тыс.шт. сегодня. Фактический срок службы тракторов в России составляет в среднем 9 лет, а зерноуборочных комбайнов – 7-8 лет.

В то же время в США фактический срок службы тракторов – 30,9 года, во Франции – 24,4 года, в Канаде – 24,5 года. Аналогичная картина и по комбайнам: в США – 23,5 года, во Франции – 19,7 года и т. д.

На первый взгляд, очевиден факт, что на Западе проблемы морального износа не существует. Хозяин, для которого понятие собственности является естественным, готов цивилизовано эксплуатировать машины, уважительно к ним относиться далеко за пределами амортизационных сроков. За рубежом есть фермеры, пользующиеся тракторами 40- и даже 50-летней давности, более того, у некоторых владельцев даже сохранились так называемые «нефтянки». У нас же даже в музеях непросто отыскать подобные сельскохозяйственные раритеты.

 

Беды от пренебрежения ТО

Ключевая причина – деградация важнейшего элемента инженерно-технической системы – технического сервиса. Однажды знакомый авиационный сервисный инженер сказал мне: «Если бы мы обслуживали самолеты так же, как обслуживают сельскохозяйственную технику, то население планеты уменьшилось бы раз в пять. Или на самолетах никто не летал бы».

Дело в том, что основной задачей при обслуживании самолета является не только выполнение предписанной регламентом процедуры, но и производство таких необходимых действий, которые гарантированно обеспечивают возврат самолета в точку вылета.

При нашей культуре технического сервиса в сельском хозяйстве на вопрос о том, сколько кругов по полю пройдет комбайн без отказов после технического обслуживания из более, чем двух десятков механиков ни один не сможет ответить.

Наши ученые-практики публикуют результаты различных обследований и, в частности, по зерноуборочным комбайнам. Средняя наработка на отказ зерноуборочного комбайна в среднем колеблется от 7 до 20 часов, то есть, грубо говоря, каждый пятый комбайн в уборке не участвует. Он есть, но он не работает. Это с одной стороны.

А с другой стороны, мы знаем, что лучшие намолоты на зерновых комбайнах, независимо от того, импортная машина или отечественная, по Краснодарскому краю составляют в среднем 4000 тонн и выше. Это означает, что комбайн отработал минимум 240 часов без единого отказа, или отказы были настолько несущественными, что не остановили комбайн.

 

Наработка – в разы больше!

То, что этот пример может быть массовым, подтверждают результаты исследования по Новокубанскому району Краснодарского края. Выяснилось, что в лучших хозяйствах Новокубанского района 20-35% комбайнов, причем независимо от возраста и завода-изготовителя, обеспечивают наработку на отказ от 120 до 200 часов. Важнейшая составляющая такого успеха – в том, что в этих хозяйствах особо тщательно относятся к подготовке комбайна к сезону и техническому обслуживанию в процессе эксплуатации.

Впечатляющий пример продемонстрировали специалисты ГОСНИТИ в одном из рядовых хозяйств Ставропольского края. Суть эксперимента сводилась к тому, чтобы ТО проводилось надлежащим образом и в полном объеме, в соответствии с инструкцией по эксплуатации комбайна. Чтобы выполнялось простое требование – комбайн должен отработать в загонке и вернуться на стоянку в конце рабочей смены.

Результат превзошел все ожидания. За три года благодаря качественному техническому обслуживанию в бригаде из 15 подержанных комбайнов среднюю наработку на отказ удалось довести до 90-100 часов. При этом сезонная наработка комбайнов почти удвоилась и более, чем в два раза снизились расходы на запасные части. Кроме того, практически уравнялись намолоты среди комбайнов в бригаде. Но самое интересное, что это не вызвало увеличения удельной себестоимости затрат на ТО! Двукратная прибавка к наработке досталась хозяйству даром.

Основным сдерживающим фактором возможности массового применения этого простейшего метода является отсутствие средств технического сервиса и текущего ремонта. И особенно – средств оперативного ремонта и обслуживания в точке отказа машины.

 

Передвижной агрегат ТО и ремонта – решение проблем

Что собой представляет устоявшаяся технология уборки? Обычно создается отряд из 6-12 комбайнов, кочующий с поля на поле до конца уборки. Обязательными атрибутами такого отряда являются: прицепной сварочный агрегат с трактором МТЗ-80 и пожарные тракторы – один с прицепленной к нему бочкой, а другой – с навешенным плугом, кроме того, обязательно будка на шасси тракторного прицепа для охраны и с навесом для приема пищи.

Вот и весь ненавязчивый сервис. Слесарные тисы, заточной станок, дрель, гидротестер, динамометрический ключ и т. п. – все это из области фантастики.
Изучив опыт, накопленный десятилетиями при эксплуатации средств технического сервиса и ремонта разработки ГОСНИТИ, и, исходя из экономических реалий, в «Староминской сельхозтехнике» создали и поставили на производство концептуально новый передвижной агрегат технического обслуживания и ремонт («ПАТОР»).

ПАТОР отличают следующие особенности:

  • Конструктивное исполнение в качестве прицепного оборудования. По соотношению цена/польза это наиболее оптимальный вариант, при его применении не консервируется энергосредство – трактор или автомобиль, ПАТОР может работать в мобильном режиме с любым трактором или автомобилем, а так же и при его стационарной установке.
  • У прицепного агрегата достаточно высокая грузоподъемность и это позволило обеспечить высокую насыщенность специальным инструментом и оборудованием.
  • ПАТОР оборудован тремя жизненно необходимыми приводными установками – компрессорной, сварочной, моечной, при этом принципиальной особенностью является то, что установки, включаемые лениксами, могут работать независимо друг от друга или все сразу.
  • ПАТОР имеет варианты использования мощности двигателя тягового трактора через вал отбора мощности, а также может иметь собственный автономный дизельный двигатель мощностью до 30 л. с., дающий возможность применения агрегата на стационаре в автономном режиме, а также возможность применения тяговых средств, не имеющих вала отбора мощности двигателя.

Компрессорная установка снабжена двумя независимыми линиями раздачи воздуха – «сухой» и «мокрой». Сухая линия предназначена для продувки радиаторов, воздушных фильтров, проведения «сухой мойки», окрасочных работ и т. д. Высокая производительность технологических операций с применением сжатого воздуха обеспечивается мощным компрессором в непрерывном режиме способным поддерживать давление 10 Bar. с производительностью до 1 куб. м/мин.

«Мокрая» линия обеспечивает подачу масляно-воздушной смеси для работы пневмоинструмента: дрелей, шлифовальных машин, пневмозубил, заточного инструмента, гайковерта и т. д.

Моечная установка состоит из насоса высокого давления итальянского производства, создающего давление водяной струи до 200 бар плавным регулированием и набором различных моечных устройств и раздаточных рукавов.

Эффективность применения моечной установки обеспечена запасом воды в собственной емкости 1,0 или 1,9 куб. м (в зависимости от модификации), достаточным для проведения полного технического обслуживания с применением воды для бригады из 12-14 комбайнов.

Вторым, не менее важным назначением моечной установки является возможность тушения возгораний и пожаров.

Сварочная установка содержит сварочный генератор постоянного тока с очень большой глубиной регулирования. Кроме того, ПАТОР оборудован вмонтированными контейнерами для раздельной перевозки комплекта газосварочного оборудования. Имеются модификации ПАТОРа с энергоустановкой мощностью 10 кВт, вырабатывающей переменный ток 220/380 В, а также сварочный постоянный ток 350 А. Наличие энергоустановки дает возможность применять электроинструмент при проведении работ по обслуживанию техники.

Техническая характеристика ПАТОРа

Показатель характеристикиПАТОР-С (стандарт)ПАТОР-ЭУ (с энергоустановкой)ПАТОР-А (автономный)
Привод ВОМ ВОМ ДВС
Частота вращения ВОМ трактора, об/мин. 1000 1000 
Двигатель -  -

Дизельный Lamborghini
9LD625/2 28,5 л.с. 

Моечная установка:
- рабочее давление, бар

до 200 до 200 до 200

Компрессор воздушный:
- рабочее давление, бар
- производительность, л/мин.

До 10
630-1000

До 10
630-1000 
До 10
630-1000 

Сварочная установка:
-max.сварочный ток, А
-max.мощность, кВт

 

230
6,5

- -

Энергоустановка:
- мощность, кВт
- напряжение, В
- макс. сварочный ток, А


-
-
-

10
220/380
350

10
220/380
350

 Вместимость емкости, куб. м 1,9 1,9 1,0
 Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 4200х2240х2220    
 Масса, кг 1710 1740 1940

 

ПАТОР оснащен выдвижными слесарными тисками, набором специальных съемников, ключей, пневмоинструмента и так далее – до 200 наименований.

Дополнительно ПАТОР может комплектоваться наборами диагностического и специального оборудования – гидротестером, прибором для определения качества работы форсунок, прибором для измерения давления картерных газов и др. Путем комплектования специализированным инструментом ПАТОР легко перепрофилировать для других задач – для сервисного обслуживания кормоуборочных и свекловичных комбайнов, МЖФ и т. д.

В ходе разработки ПАТОРа были также учтены запросы заказчиков, предпочитающих мобильные средства на базе автомобилей. Предприятие предлагает своим заказчикам возможность установки ПАТОРа на шасси автомобиля ГАЗ. Идя навстречу многочисленным пожеланиям потребителей, мы запустили в производство модификация ПАТОРа с пожарным насосом НШН-600 и набором пожарного инвентаря.

Опыт эксплуатации более, чем четырехсот единиц ПАТОРов почти во всех регионах России убедительно показал, что его применение весьма эффективно во всех формах хозяйствующих субъектов и служит катализатором возрождения не только утраченной культуры технического обслуживания сельскохозяйственной техники, но и машиноиспользования в целом.

Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что окупаемость ПАТОРа гарантировано обеспечивается на второй год эксплуатации.

 

Автор проекта Л. Ф. Мечкало