Как выбрать качественные весы

ВесыВесы – необходимое звено технологической цепочки почти любого предприятия. Без точной информации о весе сырья, продуктов и компонентов невозможно представить современное производство. Поэтому правильный выбор весов их грамотная расстановка – важная задача.

О чем нужно помнить, выбирая весовое оборудование?

  • Весы должны органично вписаться в технологическую (логистическую) цепочку, действующую на вашем предприятии.
  • Технические характеристики весового оборудования должны соответствовать вашим требованиям и условиям эксплуатации.
  • Главное, что потребительские свойства весового оборудования должны быть адекватны цене за данное оборудование.

Не обращайте внимания на определения вроде: «самые лучшие», «с пожизненной гарантией», «самые массовые» и т. д. Ваша задача – получить нужное вам оборудование по нормальной цене и с нужными потребительскими свойствами. Если требуется доработать весовое оборудование под ваши задачи, а продавец не хочет или не может этого сделать, найдите производителя, который выполнит эту работу.

Еще один значимый момент: не завышайте своих требований к весовому оборудованию – помните, существуют ГОСТы, и производители выпускают продукцию согласно этим стандартам. Компании, предлагающие оборудование в два раза точнее, скорее всего, вводят вас в заблуждение.

Промышленные весы для статического взвешивания, в том числе автомобильные, выпускаются по ГОСТу Р 53228-2008. Если вам предлагают весы по ГОСТ 29329, надо понимать, что это ГОСТ уже не действует.

 

Четыре простых правила

Предположим, вам необходимо приобрести автомобильные весы. Многообразие типов весов, производителей, технических характеристик приводит в замешательство пользователей. Ниже – простейший алгоритм выбора.

1. Способ (режим) взвешивания. Существуют три основных режима: взвешивание автотранспорта целиком с остановкой (статический); взвешивание по осям с остановкой (статический); взвешивание по осям в движении (динамический). Именно режим взвешивания, в основном, определяет его точность.
Взвешивание автотранспорта целиком с остановкой – наиболее точный способ, но и весы будут стоить дороже. При взвешивании автотранспорта по частям с остановкой можно достичь приемлемых результатов, если компенсировать отрицательное влияние таких факторов, как смещение центра тяжести автомобиля при взвешивании, а также влияние прицепа. Взвешивание автотранспорта в движении – наименее точный, но самый быстрый способ. При современных ценах на сырье и продукцию наиболее предпочтительным становится первый вариант.

2. Предел взвешивания и длина весов. Самая простая задача, так как пользователь прекрасно знает, какой транспорт и какого веса он собирается взвешивать. Единственный совет – думайте о будущем, так как весы вы покупаете не на один год.

3. Тип весов (по исполнению). Коротко остановимся на основных.
– Врезные. Устанавливаются в уровень с дорожным полотном. Достоинство – требуют меньшую площадь для установки. Недостаток – сложнее в обслуживании, дороже фундамент. Требуется обеспечение отвода ливневых вод из подплатформенного пространства.
– Низкопрофильные. Устанавливаются выше уровня дорожного полотна. Достоинства – обеспечивается хороший доступ к весам, что обеспечивает простоту в обслуживании и визуальный контроль загрязнения подплатформенного пространства. Недостаток – требуется больше места для установки весов.
– Колейные. Весы с открытым межколейным пространством. Достоинства – легче очищать подплатформенное пространство, как правило, проще и дешевле транспортировка. Во всем остальном от обычных весов со сплошной платформой не отличаются.
– Бесфундаментные. Весы, устанавливаемые на упрощенное основание. Это не означает, что основание отсутствует вовсе. На послойно утрамбованную песчано-гравийную подушку кладутся дорожные плиты или специальная установочная рама, и уже на раму крепятся весы. В любом случае, основание весов должно выдерживать динамические нагрузки, возникающие при взвешивании автотранспорта, и обеспечивать неизменность положения механизма. Маловероятно, что на бесфундаментных весах можно сократить затраты, но можно ускорить их ввод в эксплуатацию.

4. Качество весов. Лучший способ проверки качества – «сарафанное радио». Не стесняйтесь спрашивать у производителя телефоны пользователей.

Спросите, из какого материала изготовлена весовая платформа, сколько она весит. Весы НПВ 60 тонн и длиной 18 метров не должны весить 6 тонн! Такие весы либо не выдерживают нагрузки, либо представляют собой набор «Сделай сам».
Электронные компоненты, применяемые в весах, крайне разнообразны. Обсуждать каждого производителя мы не в состоянии, поэтому несколько простых советов: спросите сертификат на тензодатчики, узнайте степень защиты (оптимально IP-68), температурный диапазон. Большинство тензодатчиков (от известных производителей) изготавливаются в Юго-Восточной Азии – на качестве это не отражается.

Серьезным фактором при выборе автомобильных весов является наличие программного обеспечения, возможность ПО выполнять необходимые функции по взвешиванию, сохранению результатов, работы с базами данных, защищенность паролями.

 

А. В. Жулин,
главный инженер ЗАО «Альфа-Эталон МВК»