Дефицит инноваций в сельхозмашиностроительной отрасли

 Андрей Милевич, председатель совета директоров ГК «Белагро»

 

Андрей МилевичВ этом году на Агросалоне стало больше техники, при этом некоторые импортные производители с выставки ушли: Agco, CASE New Holland, что удивительно, даже John Deer.

Может кого и не заметил, но былого размаха у импортных производителей точно не было. Их места заняли российские и белорусские заводы, чьи стенды стали больше и красивей. Если говорить о зерноуборочной технике, флагман, конечно, – Ростсельмаш. Среди производителей тракторов – ПТЗ и МТЗ. ПТЗ называю первым, потому что он сегодня лидирует на российском рынке. Из белорусов, кроме МТЗ хорошо представили Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов. Резкий разворот от импортных брендов к отечественным, конечно, впечатлил. Например, в 2013 году на стендах заграничных гостей не было свободного места. Это, кстати, самое сильное впечатление о нынешнем «Агросалоне».

Итак, есть успехи в самоходной технике. Комбайны и тракторы значительно подвинули импорт. Например, «Кировец» в своем сегменте занимает большую долю рынка. Или Ростсельмаш. Не так давно мы получили дилерство этого завода по 4 странам сразу: России, Беларуси, Украине, Казахстану, поэтому, конечно, я уделял этому бренду особое внимание. В линейке РСМ много инновационных моделей, например, локализованный трактор 2375 и комбайн «Нова». Последний создан для небольших полей. Такая машина была нужна, чтобы выйти на западный рынок, ведь там нет таких просторов, как в России и Казахстане.

Чего в отрасли не хватает. Пока, к сожалению, нет признанного и выраженного лидера в прицепной технике. Скажем, среди производителей почвообработки есть много маленьких компаний. А вот супербрендов, как тот же Lemken или признанный Kverneland, нет.

Много компаний производят посевную технику, но опять-таки по-настоящему прорывных технологий пока нет. Например, еще в 2013 году Lemken представил сеялку с возможностью посева в шахматном порядке. Во-первых, такая машина позволяет посадить больше растений на 1 гектар. Во-вторых, каждое растение получает на 70% больше площади. Или технология точечного орошения, когда машина вводит удобрение прямо в почву, так что удобрение действует мгновенно. В России пока аналогов нет, а они нужны.

Сегодня стоит государственная задача обеспечить сельхозпроизводителей машинами собственного производства. В Минпромторге России работают программы субсидирования не только для покупки техники, но и для ее инновационного производства. Как, например, Постановление 1312 по НИОКР. Если просто, то вам возвращают 50% затрат на разработку инноваций в сельхозмашиностроении. Существует Фонд развития промышленности, на этот год в него было заложено 20 млрд росс. руб. Из Фонда выделяются средства под 5% годовых для организации серийных производств. Есть еще Постановление 719 о критериях отнесения к российской продукции, о субсидировании экспорта (компенсация логистических затрат до порта кроме фрахта). А еще есть программа по обеспечению вузов передовыми образцами сельскохозяйственной техники производства РФ (500 млн росс. руб. в год). Как видите, довольно много инструментов для того, чтобы стимулировать развитие своей промышленности. У меня есть хороший знакомый, который разработал поливальную машину, аналогов ей нет в России. Комплектующие в основном производятся в Китае. Но и мировые бренды, производители таких машин, закупают их там же. На 50% эта машина локализована. Например, трубки, через которые поступает вода для полива, местного производства. Что самое интересное, производитель изначально ориентировался на внутренний рынок и хотел продавать машину в России. Производственные мощности – около 50 машин в год, с его слов, их все готовы купить западные страны. Цена, насколько я помню, на 30% ниже. Так наше локализованное производство оказалось гораздо дешевле, поэтому дилерские центры на западе и заинтересовались этой машиной.

Отечественные производители сегодня снимают достаточно серьезные сливки из-за бума товаропроизводства в России, он провоцирует спрос на машины. Часто потребность не закрывается в один момент, людям нужно хорошо подумать, что купить. Получается, когда машина нужна, ее нет, потому что производство не справляется. Вот и получается, что сейчас цели в отрасли должны быть глубже и масштабней. Пора внедрять инновации, чтобы привлекать не только ценой, но и производительностью, универсальностью, экономичностью, надежностью.

Конечным потребителям посоветую «покупать сани летом». Мы уже второй год сталкиваемся с дефицитом продукции отечественного производства некоторых брендов. Все потому что потребитель не хочет заранее подумать, что к будущему селькохозяйственному сезону ему нужно для обновления своего парка техники или его ремонта. Правда, эта проблема касается более мелкого сегмента покупателей, тем не менее им стоит задуматься над годовым планированием и заблаговременным заказом той или иной техники, запчастей, расходников. Тем более что для длинного планирования многие производители предлагают очень интересную программу финансирования. К примеру, сейчас достаточно заплатить 10% от стоимости машины, чтобы закрепить за собой цену, нужный срок поставки и получить технику вовремя, не переплачивая и не создавая себе проблем в сезон, во время ажиотажа.

 

Источник: rusbelagro.ru