«В перспективе все овощеводство перейдет на защищенный грунт»

Игорь Подковыров Заведующий кафедрой «Садоводство и защита растений» Волгоградского ГАУ Игорь Подковыров рассказал в интервью журналу «Рынок АПК» о перспективах развития тепличного бизнеса в Волгоградской области и России.

– В последнее время в Волгоградской области открылось несколько крупных тепличных комплексов, да и фермерские хозяйства создают небольшие теплицы. Можно ли говорить о возрождении интереса растениеводов к закрытому грунту? Каковы перспективы этой отрасли?

– Тепличное дело в России начинает вторую жизнь. Этому способствует государственная программа по развитию защищенного грунта, нацеленная на поддержку крупных тепличных комплексов, оснащенных самым современным оборудованием. В целом по стране наблюдается нехватка овощных культур в зимний период – прежде всего, томата, огурца и салата. Именно чтобы компенсировать этот недостаток, и была принята госпрограмма. Сегодня дефицит практически исчез: по данным Минсельхоза, он составляет порядка 5%, а с учетом ввода в эксплуатацию новых тепличных комплексов к 2020 году он будет полностью нивелирован.

Волгоградская область – регион-донор по овощному направлению: мы производим овощей гораздо больше, чем сами потребляем. Средние и мелкие хозяйства у нас сосредоточились на выращивании ранней продукции, поскольку в более южных регионах (Краснодарский край, Дагестан, Кабардино-Балкария) не всегда удается собрать большой урожай овощей к апрелю-маю. Защищенный грунт выручает, и овощи из небольших парников заняли эту нишу. Фермеры все чаще переходят на современные технологии, предпочитая теплицы, покрытые поликарбонатом, а не пленкой, поэтому и качество такой продукции стало гораздо выше, чем раньше. Если даже сейчас границы для ввоза овощей из других стран будут открыты, наши фермеры смогут удержать свои позиции. Бренд «волгоградские овощи» достаточно раскручен, чтобы выдержать такую конкуренцию.

– Получается, что мелкие хозяйства заняли рыночный сегмент ранневесенних овощей, а крупные комплексы покрывают зимний спрос?

– Да, рынок складывается именно так. Крупным хозяйствам проще работать с торговыми сетями, так как они могут предоставить достаточно большие партии в качественной упаковке: это тоже определенный уровень культуры, достигнутый в последние годы. Раньше «Заря», «Тепличное» и другие овощные комплексы реализовывали томаты и огурцы исключительно через собственные киоски, теперь же они научились выполнять требования ритейлеров. Далеко не все регионы могут похвастать тем, что местная овощная продукция представлена на прилавках крупных розничных сетей, в Волгоградской области же это стало нормой.

Еще одно интересное направление защищенного грунта, все более востребованное в последнее время, – это теплицы, где выращивают декоративные растения, цветы на срезку. Недавно в нашей области был построен тепличный комплекс, специализирующийся на розах – это огромный рынок, львиная доля которого отдана импортным поставщикам. Но поскольку цветы – товар скоропортящийся, у местных производителей есть хорошие перспективы для выхода на этот рынок. Волгоградское розовое хозяйство пользуется популярностью: заказы расписаны на недели вперед, особенно перед праздниками.

– Какую подотрасль сельского хозяйства ни возьми, невольно задаешься вопросом: почему госпрограммы поддержки не создавались раньше? Почему в 1990-е гг. тот же защищенный грунт был заброшенным? Причем и сами сельхозпроизводители не особенно горели желанием вкладываться в это направление, даже если у них были свободные средства.

– В те годы продукцию было намного легче завести из-за границы, чем развивать собственное производство. Существовали определенные межгосударственные договоренности, например, с Турцией и Ираном, которые, по сути, фиксировали позиции отдельных игроков на этом рынке. Кроме того, оборот средств в тепличном бизнесе происходит намного дольше, чем при выращивании зерновых или овощных в открытом грунте. И хотя рисков в случае с тепличным делом меньше, российские фермеры предпочитали рисковать и вкладываться в пшеницу или подсолнечник, получая более быструю отдачу.

– Существует масса различных технологий, которые можно применять при выращивании овощей в закрытом грунте. Какие из них пользуются большей популярностью среди отечественных производителей?

– В нашем регионе тепличные хозяйства, как правило, развивают малообъемную гидропонику на кокосовых субстратах. «Заря», «Тепличное», «Овощевод» перепробовали различные варианты гидропоники: и на керамзите, и на опилках, стружках – однако остановились именно на кокосовых субстратах. За счет того, что это материал органического происхождения, удается произвести более вкусные томаты и огурцы; к тому же, этот субстрат меньше подвержен гниению и появлению патогенных организмов – а значит, корневые гнили и всевозможные бактериозы проявляются гораздо реже, и потребность в химических обработках снижается. Это положительно влияет как на себестоимость продукции, так и на ее качество.

Другой фактор, определяющий выбор технологий, – удобство закупки оборудования. Чаще всего, тепличные комплексы импортного производства уже «заточены» под ту или иную технологию, и, грубо говоря, покупая каркас теплицы, вы приобретаете одновременно и тот или иной тип гидропоники. Такие пакетные предложения характерны именно для европейских компаний – в России же отдельные разработки для теплиц чрезвычайно разрозненны, и такого поставщика, у которого можно было бы сразу купить все оборудование от посева семени до упаковки готовой продукции, просто не существует. К сожалению, даже если ты покупаешь отличный тепличный каркас российского производства, «начинку» придется собирать по частям – и очень часто отдельные элементы от разных отечественных заводов попросту не стыкуются друг с другом. Этот недостаток российским игрокам на рынке тепличного оборудования и технологий предстоит исправлять в ближайшее время. Создать российские аналоги – не такая уж сложная задача, но пока тут есть над чем работать.

– Какова ситуация с семенами для защищенного грунта?

– Здесь очень важна сортовая агротехника, то есть использование интенсивных гибридов. Наши селекционеры хорошо поработали в этом направлении: к примеру, гибриды огурца и томата от фирмы «Гавриш» ни в чем не уступают зарубежным аналогам; есть и другие отечественные семеноводы, держащие высокую планку.

– Есть ли у овощных регионов-доноров потенциал выхода на внешние рынки?

– Пусть на зарубежных рынках почти все ниши уже заняты, наша продукция обладает одним серьезным преимуществом: в ней меньше пестицидов, поскольку многие комбинаты перешли на биологические средства защиты, например, используют насекомых-энтомофагов. Также отечественные сорта и гибриды отличаются устойчивостью к вирусным заболеваниям и вредителям – в комплексе это дает продукцию более высокого качества. В нашем регионе уже есть некоторые тепличные предприятия, которые поставляют свои овощи за рубеж, в частности, в ОАЭ.

– Насколько, по вашим наблюдениям, велик российский рынок овощей и насколько он заполнен российской продукцией?

– Еще пять лет назад зимой не всегда можно было приобрести свежий огурец или томат в магазине, сейчас такой проблемы нет ни в каких регионах. Однако из всей этой массы продукции российского производства – порядка 30%, то есть потенциал для роста еще велик. Один из отдаленных трендов – перевод всего овощеводства на защищенный грунт: все современные технологии, позволяющие серьезно повышать урожайность, ведут именно к этому. Уже сегодня стало нормой выращивать в закрытом грунте ягодные культуры, постепенно то же происходит и с плодовыми – скажем, повсеместными стали шпалерные сады. Только для корнеплодной группы пока не создано тепличных технологий.

– Томат и огурец – две культуры, которые занимают подавляющую часть рынка тепличной продукции, и недалек тот момент, когда начинать производить их будет уже поздно. Какие культуры можно назвать следующими по востребованности со стороны потребителей? Во что вкладываться на опережение?

– Большие перспективы имеют зеленные культуры: в России их выращивается очень мало, специализирующихся на них комбинатов немного – а ассортимент таких культур огромен: это не только петрушка и сельдерей, но и руккола, кресс-салат, латук, цикорий и другие. Аналогичная ситуация с капустой: многие ее виды можно выращивать в защищенном грунте – и в нашей стране эта культура в числе любимых среди всех овощей.

– На какие проблемные точки стоит обратить внимание фермеру или руководителю крупного хозяйства, желающему построить теплицу?

– Во-первых, общей проблемой является логистика. Распределительных центров в России немного, и если поблизости его нет – организовать сбыт может быть трудно. Во-вторых, необходимо подобрать квалифицированный персонал, способный освоить новые технологии. Кадровый голод в тепличном овощеводстве чувствуется особенно остро, поэтому работников придется готовить дополнительно – и делать это лучше под руководством опытного агронома, тем более на начальном этапе. В-третьих, критически важна доступность энергосетей. Казалось бы, электричества в стране достаточно, но сети изношены, и не всегда к ним можно подключить мощное оборудование для теплиц. При этом дело не столько в том, как обогреть теплицу зимой, сколько в том, как ее охладить летом. Кондиционирование расходует еще больше энергии, чем отопление.

 

Беседовал Александр Акулиничев

 

Кстати

Волгоградский государственный аграрный университет разработал тепличные светильники оригинальной конструкции: они позволяют регулировать спектр подаваемого для растений света. Обычно в хозяйствах используются лампы полного спектра, тогда как растения поглощают только свет красного и синего спектра, а затраты на генерацию остальных цветов идут впустую. По итогам экспериментов установлено, что такие лампы значительно экономичнее.