Самый северный хлопок – путь к возрождению текстильной отрасли

 Автор: Елена Доронина

 

Инновационный проект по выращиванию самого северного ультраскороспелого хлопчатника ПГССХ-1 выходит на новый уровень: волгоградским ученым удалось не просто получить урожай, но и отправить сырье в производство, найти его конечного потребителя. Причем не одного. У заведующего Центром генетики, селекции и семеноводства хлопчатника профессора ВолГАУ Ойбека Кимсанбаева целый список текстильных предприятий, заинтересованных в получении отечественного хлопка.

 

Инновация: от теории к конечному потребителю

Компьютерные столы, стеллажи с документами, символика университета. Кажется, что это типичный вузовский кабинет, однако центр прикладной генетики, селекции и семеноводства хлопчатника кое-что выдает: на столе недавно созревшие коробочки хлопка, в вазе вместо цветов ветви хлопчатника, на стеллажах пряжа из хлопка. Вот она – колыбель самого северного в мире ультраскороспелого хлопка. Тем не менее заведующий центром, профессор Ойбек Кимсанбаев предпочитает проводить время на полях, общей площадью более 100 га, где и сейчас дозревает инновационный сорт хлопка – сорт, который за счет короткого вегетационного периода вызревает в среднем за 100 дней против 150 дней развития традиционной культуры; сорт, который не просто адаптирован к местному климату, но и устойчив к непредсказуемым погодным условиям и к болезням. Еще одной неотъемлемой частью возделывания альтернативной культуры является отличный показатель качества волокна: северный хлопок не уступает тем сортам, которые возделываются на юге.

– Говорить о превосходстве – это относительный вопрос. Все требует доработки, изучения и научного подхода, – отмечает Ойбек Кимсанбаев. – В основе данного сорта мы использовали гибридные комбинации и формы зарубежной селекции, в частности узбекские и казахские сорта. В свою очередь, нам удалось не просто адаптировать, а создать уникальный селекционный материал, который в перспективе лег в основу в качестве донора для дальнейшей работы по выведению ультраскороспелых сортов хлопчатника для России.

Однако помимо разработки и выведения нового сорта хлопка, в настоящее время ученым приходится заниматься выращиванием хлопчатника, причем уже не в экспериментальных целях. Как признается профессор, в этом и заключается инновационность проекта:

– Уникальность данного проекта заключается не в том, что мы создали сорт и доказали, что он растет на севере. Нет. Уникальность сорта, уникальность нашего проекта в том, что мы смогли закончить полный цикл инновационной работы: сначала создали сорт, адаптировали в условиях Волгограда (самой северной точке хлопкосеяния), вырастили, отработали агротехнологию, передали в производство на Камышинский текстильный комбинат, и комбинат произвел продукцию, которую успешно экспортируют за рубеж. Вот что значит инновация, – подчеркнул профессор.

Несмотря на то, что ученым удалось не просто вырастить хлопок, но и реализовать сырье, работы над проектом продолжаются: сейчас в университете, вернее, на экспериментальном поле ВолГАУ, тестируются различные способы орошения, отрабатываются технология возделывания, технология защиты растений, технология улучшения агротехнических показателей и пр. Однако, как и на любой сельскохозяйственном земле, на хлопковых полях в Волгоградской области не обходится без трудностей: драгоценные коробочки «белого золота» собираются вручную, при этом созревают они по очереди. Процесс трудоемкий и занимает много времени, но в дальнейшем, планируется переход на механизированное возделывание хлопчатника.

 

Ограниченная партия

В числе претендентов на волгоградский хлопок не только текстильные предприятия Камышина, но и небезызвестныеИвановские текстильные комбинаты, Ярославские комбинаты, Рождественские мануфактуры, Московский, Новороссийский, Краснодарский комбинаты и многие другие, ведь технология по переработке хлопка существует веками, а вот сырья не хватает до сих пор. Тем не менее, познакомиться на производстве с «белым золотом» российского происхождения пока удалось лишь предприятию «Камышинский текстиль».

Сейчас предприятие закупает хлопок в основном у поставщиков из Средней Азии – Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, однако, по словам главного технолога Любови Леликовой, российское сырье здесь ждали с особым трепетом, ведь по сути, это первая производственная партия. Ранее, когда хлопок на территории Волгоградской области выращивали в качестве эксперимента, здесь снимали пробы волокна, изучали его свойства. Так, хлопок сорта ПГССХ-1 является средневолокнистым пятого типа первого сорта волокна, что подтверждает его высокое качество.

– Из местного хлопка нам удалось произвести прочную, крепкую, равномерную пряжу, – отмечает Любовь Леликова. – Вообще наше предприятие специализируется на производстве бязи для постельного белья, но высокое качество нового хлопка позволит нам вскоре расширить ассортимент.

На предприятии были сотканы образцы ткани, которые пригодны для шитья одежды от мягкой детской до практичной военной. Некоторую продукцию, полученную из северного хлопка, завод экспортировал за рубеж.

Повышенный интерес комбината (впрочем, как и других российских текстильных предприятий) к отечественному сырью, в первую очередь, объясняется экономическими причинами. По словам главного технолога «Камышинского текстиля» Любови Леликовой, стоимость самого северного в мире хлопка в среднем будет намного дешевле южных аналогов. Это связано с тем, что отпадет необходимость в решении таможенных вопросов, что также позволит значительно снизить расходы на логистику, обеспечение безопасности. Говоря о локальных издержках, приспособленность волгоградского сорта к зоне условного орошения позволит экономить водные ресурсы. И это далеко не все факторы. Теоретически, текстильным фабрикам в ЮФО будет даже выгоднее иметь свои хлопковые плантации. Однако пока возделыванием хлопчатника занимается лишь Волгоградский аграрный университет, который не способен выращивать культуру в производственных масштабах, поэтому, когда российские потребители перейдут на отечественное сырье – пока неизвестно.

 

Хлопковая экономика

Зато известно, сколько хлопкового волокна необходимо внутреннему рынку – порядка 200 тыс. т. Высокое качество волгоградского хлопка, его явная конкурентоспособность и сравнительно низкая себестоимость говорит о необходимости увеличения посевных площадей на юге. Чем больше полей будет засажено нетрадиционной культурой и чем больше людей будет в этом задействовано, тем больше будет урожая, который позволит в целом текстильной промышленности отказаться от импортного волокна, т.е. фактически речь идет о полном восстановлении текстильной отрасли, о создании российского текстильного кластера. Особую актуальность развитие данной отрасли приобретает в свете вытеснения российских потребителей хлопкового волокна с мирового рынка. Однако возникает вопрос, кто займется выращиванием хлопка?

Ответ вроде бы очевидный – фермеры. Но насколько это будет выгодно аграриям, и вовсе не в виду того, что нет спроса на хлопок – есть, и весьма высокий. Вопрос в том, кто поможет решить фермеру проблемы, которые могут возникнуть при возделывании нетрадиционной для России в целом культуры. Ойбек Кимсанбаев отмечает, что хлопок востребован, а его возделывание – выгодно, однако для того, чтобы фермеры были застрахованы от риска, необходима господдержка. Напомним, в прошлом году на агровыставке «Золотая осень-2015» премьер-министр Дмитрий Медведев проявил неподдельный интерес к проекту и подчеркнул его государственное значение. Сейчас решением вопроса по выращиванию хлопка в производственных масштабах занимается руководитель проекта член-корреспондент РАН, ректор ВолГАУ Алексей Овчинников, в частности, он ведет переговоры с Министерством сельского хозяйства о разработке федеральной программы по возделыванию хлопчатника. Программу, в равной степени, как и сырье, потребители ждут давно. Некоторые из них даже предлагали профессору Кимсанбаеву оплатить часть расходов на выращивание хлопка, однако ученый признался, что не готов. Но к этим обстоятельствам вероятно готовы аграрии, т.е. теоретически если государство пока не приняло решение о мерах поддержки, то возможно прямое взаимовыгодное сотрудничество между производителем и потребителем. Ученые, в свою очередь, готовы консультировать сельхозпроизводителей, решивших выращивать хлопчатник.

А вот о перспективе экспорта хлопкового волокна пока речи не идет: Ойбек Кимсанбаев считает главной задачей наполнение внутреннего рынка:

– Это новая отрасль, которая предоставит новые рабочие места, даст новые возможности в экономике, – отмечает профессор. – Возделывание хлопка даст России новый потенциал, причем большой потенциал. Отмечу, становление экономики США происходило из хлопковых плантаций. По этому же пути шла и Австралия. Более того, становление Китая происходило из-за текстильной промышленности.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос