«Российские салаты, огурцы и помидоры не должны дорожать»

Карен АвагумянЧлен совета директоров ГК «Агроинвест» Карен Авагумян рассказал, что дает аграриям импортозамещение и зачем крупной компании помогать малым фермерам продавать свою продукцию в Москве.

Федеральный агрохолдинг, заполнивший своими свежими овощами и зеленью магазины страны, организовал площадку Калужской области на ярмарке «Московская осень». Регион в минувшую пятницу открыл свои павильоны, в которых фермеры будут торговать мясом, молоком, фруктами, овощами и зеленью до 11 октября.

– Вы представляете агрохолдинг, который фактически создает площадку Калужской области на ярмарке «Московская осень». То есть вы помогаете попасть в столицу продукции своих конкурентов – малых фермерских хозяйств?

– «Агроинвест» на данном мероприятии выступает как организатор и координатор. Когда мы привозим в Москву не только свой ассортимент, но и фрукты, зелень, овощи, молочные продукты, рыбу, мясо и хлеб, выращенные и приготовленные фермерами в Калужской области, мы не помогаем конкурентам, мы знакомим потребителя с многообразием сельхозтоваров нашего региона. Повышаем узнаваемость калужской сельхозпродукции. Так или иначе это идет на пользу всем производителям – и тем, кто уже имеет имя на рынке и контракты с федеральными сетями, и тем, кто только начинает.

– А какими темпами сейчас развивается «Агроинвест»?

– Мы построили и ввели в эксплуатацию два комплекса теплиц. Это теплицы круглогодичного цикла, то есть выращивать овощи и зелень в них можно не только летом, но и зимой. Это дает нам большое преимущество, так как в России большинство теплиц старого образца, не позволяющих выращивать продукцию в течение всего года. Проект развития комплекса подразумевает строительство еще 100 га теплиц, оно начнется в следующем году. Весь комплекс расположен в Калужской области, и в общей сложности правительство региона выделило нам на развитие 240 га земли. Там же мы строим распределительные центры для сельхозпродукции и холодильные камеры для ее хранения. Наша специализация – это свежие овощи: салаты, огурцы, а также томаты различных сортов. Огурцы и томаты продаются как в развес, так и в расфасованном виде для удобства потребителей – по 450 и 600 г. Мы производим 20 тыс. т овощей и зелени в год. Наша задача после запуска последней очереди проекта нарастить производство до 100 тыс. т в год.

– Вы применяете инновационные технологии для обеспечения работы своих теплиц?

– Да, мы – одни из немногих, кто применяет технологию досветки. В зимний период мы досвечиваем теплицы специальными лампами, чтобы растения получали достаточно энергии для роста и созревания. Также на комбинате мы построили крупный энергоцентр и сами себе производим тепло и электроэнергию. Независим ни от каких сторонних источников энергии и тем самым существенно снизили себестоимость производства, что позволяет нам выходить на рынок с наиболее доступными ценами для потребителя. В теплое время года на комбинате также работают водонакопители, которые собирают дождевую воду, и она тоже идет на полив.

– В каких магазинах можно увидеть вашу продукцию?

– Сегодня у «Агроинвеста» заключены контракты на поставки практически во все федеральные и региональные торговые сети. Нас можно увидеть в таких магазинах, как «Ашан», «Метро Кэш энд Керри», «Перекресток», «Лента».

– Какова доля российских салатов и овощей на рынке, есть ли перспективы роста?

– К сожалению, в зимний период 95 % продукции, потребляемой россиянами, – это импорт. Овощи, зелень идут к нам из Ирана, Турции, Египта, Азербайджана. Количество пестицидов и химии, которые добавляются при производстве импортной продукции, крайне сложно проконтролировать. Так как их проверяют только отдельными партиями при ввозе на территорию страны. Отечественные производители находятся под постоянным контролем российских надзорных органов на всех этапах производства. Мы производим натуральную зелень и овощи высокого качества. И даже по международным стандартам подходим под сертификацию эко. Пока доля российской продукции и ее внутреннего потребления особенно в зимний период мала. Но та политика, которую реализуют правительство страны, местные региональные власти, нацелена на расширение сельскохозяйственной деятельности, на ее развитие путем выделения субсидий, поддержки инвесторов.

– Что касается влияния государственной политики, вы заметили на себе эффект от продовольственных антисанкций и введения эмбарго на сельхозпродукцию из ряда стран Европы и США? Может быть, торговые сети стали более лояльны к российским аграриям в условиях ограниченного выбора поставщиков?

– Отдельные ритейлеры стали более лояльны к российским сельхозпроизводителям, но большая часть сетей все-таки выбирает продукцию по принципу цены. Не всегда магазины стремятся поставить на полку качественный российский товар. Меняют его на более дешевый зарубежный товар, который априори не может быть такого же качества, как наш. Зелень и овощи – это скоропортящаяся продукция, и большое значение имеют сроки доставки и сроки хранения. Только дорога, например, из Ирана до Москвы для партии огурцов занимает неделю. Пока она попадает на полку магазина или на стол к потребителю проходит в лучшем случае 8-9 дней. То есть это продукция не первой свежести. Наши зелень, огурцы и томаты попадают на полки магазинов на следующий день после того, как их сорвали.

– Каких вложений требуют расширение комбината и наращивание его мощностей? Повлиял ли экономический кризис на объемы инвестиций в производство?

– Изначально полную стоимость строительства проекта оценивали в 16 млрд рублей. Не исключено, что бюджет будет скорректирован в большую сторону.

– А отразятся ли растущие затраты на развитие на ценах готовой продукции?

– Конечно, на отрасль в целом и на нас влияют изменения в экономике и особенно ослабление курса рубля по отношению к валютам. Что касается роста цен на свежие овощи и зелень в рознице, то он, конечно, будет опять же из-за роста доллара и евро и из-за того, что большая часть ассортимента в российской рознице является импортной. Мы не будем повышать цены на свою продукцию, так как у нас очень мала валютная составляющая – мы используем технологии и оборудование российского производства. Надеемся, что остальные отечественные сельхозпроизводители пойдут по нашему пути и не будут спекулировать ценой, а используют сложившуюся на рынке ситуацию, чтобы потеснить импорт.

 

Источник: «Известия»