Агропредприятия не знают, сколько удобрений им нужно

Российские производители в связи с экономическим кризисом взялись полностью обеспечить потребности отечественных аграриев в минеральных удобрениях, причем по справедливым ценам и на специальных условиях. Это результат договоренности Минсельхоза РФ и Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ). Одна беда – агропредприятия нашей страны сами далеко не всегда уверены, сколько и чего они хотят купить.

Условия для покупки удобрений в России сегодня более чем благоприятные. «Уралкалий», на долю которого приходится около 20% мирового производства калийных удобрений, в 2016 г. сохранил для российских аграриев скидку на уровне более 20% и обязался удовлетворять заявки на хлористый калий в полном объеме. «Уралхим», один из крупнейших производителей азотных удобрений, в 2015 г. заморозил цены на удобрения. Стоимость аммиачной селитры, наиболее востребованного удобрения в России, осталась для отечественных фермеров на уровне сентября. В январе 2016 г. компания вновь заморозила цены, которые действуют и по сей день. В результате «Уралхим» за июнь 2015 – январь 2016 гг. (сезон 2015/2016) увеличил поставки сельхозпроизводителям РФ на 90% по сравнению с сезоном 2014/2015 гг. благодаря высокому спросу. Группа «ФосАгро», лидер по производству фосфорных удобрений в России и Европе, в последние 3 года на треть увеличила поставки на внутренний рынок – до 1,63 млн т по итогам 2015 г.

Компании-производители со всей ответственностью подошли к выполнению добровольно взятых на себя обязательств: отечественные сельхозпроизводители не испытывают недостатка в удобрениях и ни разу не жаловались на завышенные цены.

Тем не менее, далеко не всегда их инициативу встречают с благодарностью и пониманием. Некоторые покупатели заказывают, что называется, «с запасом», а потом просто отказываются от заявленных объемов. На первый взгляд, проблема не выглядит серьезной: ну заказали, а потом отменили, что тут такого. Но когда речь идет о тысячах тонн продукции, заказы неизбежно сопряжены с резервированием вагонов, тары, формированием графика отгрузок. Когда происходит отмена, время и силы специалистов завода оказывается потраченными впустую, но после этого им еще и приходится заниматься возвратом предоплаты, а также затовариванием складов или поиском других покупателей для зарезервированного товара. Последнее может оказаться непростой задачей – другим покупателям могут понадобиться иные объемы и марки. Но и это может быть еще не все – за отмену запланированной отгрузки легко получить штраф от «РЖД».

Это, к сожалению, не какие-то разовые эпизоды, а практически повседневная реальность работы российских производителей минеральных удобрений. Заказы отменяются минимум раз в неделю и каждый раз сотрудникам заводов приходится решать нетривиальные задачи – куда девать тысячи тонн груза. Например, в «Уралхиме» с начала октября по конец марта покупатели отменили заказов более чем на 11 тыс. т продукции стоимостью свыше 200 млн руб. Лидируют по объему отмененных заказов ООО «Агро Логистик», ПАО «Челябинская птицефабрика», ООО «Владимирсельхозхимия», ООО «Ростовская зерновая компания «Ресурс», ПАО «Ульяновский сахарный завод». Попытку напомнить об условиях договора сельхозпроизводители подчас принимают за личное оскорбление или угрозу, заявляя, что требовать от них выполнения обязательств по контракту «нескромно», и грозя пожаловаться в Минсельхоз и РАПУ.

Причина столь неприятных явлений кроется в укоренившимся в массовом сознании мифе о делающих деньги из воздуха удобренщиках, которые вечно всем должны. Но неплохо было бы вспомнить, что производство удобрений – тяжелая работа, не менее сложная и опасная, чем труд фермера. Мировая конъюнктура рынка удобрений уже несколько лет совсем не балует агрохимиков, и поддержка отечественных аграриев ради обеспечения продовольственной безопасности страны на фоне такой ситуации – шаг ответственный и смелый. Пока, увы, не всеми он оценен по достоинству.

Источник: «Цифровая репутация»