«На рынке переработки масличных останется тот, кто реально сильнее»

fotoВ последние годы в России наблюдаются значительные инвестиционные вложения в развитие масложировой отрасли, в частности в увеличение перерабатывающих мощностей масличных. Однако производство семян подсолнечника растет гораздо медленнее, и в результате в текущем сезоне валовой сбор масличной практически в 2 раза ниже перерабатывающих мощностей в стране. Многие производители масла сообщают о нехватке сырья для работы, высокой конкуренции при закупке среди переработчиков семян подсолнечника и как следствие о высоких ценах. Насколько сильно ощущают данную ситуацию мелкие переработчики, как приходится выживать в этой среде и какие меры необходимо принимать для успешного ведения бизнеса, рассказал директор Мариинско-Посадского маслозавода Александр Чекунов.

– Как вы оцениваете прошлый 2014/15 сезон для предприятия? Если говорить о наступившем сезоне, какие характерные отличия для масложирового рынка вы можете отметить по сравнению с прошлым сезоном?

– Начну с того, что сезон-2014/15 для нашего предприятия оказался благоприятным и нам удалось показать хороший финансовый результат. Прошлый сезон был по количеству собранного урожая (подсолнечник) примерно таким же, как и в этом году (разница 0,3 млн т). Основное отличие, которое мы ощутили на себе – качество семян подсолнечника и конечно же цена. В сезоне-2015/16 качественные показатели сырья значительно лучше, чем в прошлом. В начале уборки стояла прекрасная погода, благодаря чему аграриям удалось убрать львиную долю площадей под масличной высокого качества. После этого все пошло под диктовку сельхозпроизводителей. В результате на сегодняшний день преобладает рынок продавца – т.е. условия и цены диктуют аграрии.

Относительно цен достаточно вспомнить начало прошлого сезона, когда цены отличались своей адекватностью, чего не скажешь о настоящем сезоне. Естественно, нельзя упустить ключевой момент – экономическая ситуация в стране, которая для многих является нелегкой. Сегодня для работы на масложировом рынке необходимы достаточные запасы финансов для поддержания стабильного оборота предприятия. Это обусловлено, прежде всего, высокими ценами на сырье, а также снижением платежеспособности покупателей. Банки, в свою очередь, не так активно и охотно кредитуют бизнес, как раньше, да и ставки по кредитам стали значительно выше. Очень многие производители подсолнечного масла сейчас сталкиваются с нехваткой оборотных средств. Сегодня много примеров, когда мощные предприятия (от 500 т/сут.) испытывают перебои с поставками маслосемян и в результате останавливаются из-за того, что просто нет денег на покупку сырья.

В связи с тем, что наша компания не обременена инвестиционными кредитами, а развитие происходит исключительно за счет собственных средств (прибыли), мы не ощущаем долговой нагрузки на бизнес и кредиты нам необходимы лишь на пополнение оборотных средств. Я думаю, что для некоторых производителей масла, которые взяли множество инвестиционных кредитов, очень много вложили в производство и имеют мало собственных денег, эти годы станут роковыми, кто-то может просто закрыться.

– Ввиду сложившегося конфликта с Турцией, в случае закрытия экспорта подсолнечного масла в эту страну, как вы считаете, изменится ли ситуация на внутреннем рынке?

– Не исключена вероятность, что если все-таки произойдет закрытие каналов сбыта продукта в Турцию, значительно увеличится количество предложений подсолнечного масла на внутреннем рынке. Следствием этого должно быть существенное снижение цен. Естественно еще рано что-либо комментировать и делать выводы, но вопреки этим новостям в конце ноября покупатели очень оживились, ощущался ажиотажный спрос. Покупатели забирали масло практически с колес, и постоянно поступали заявки на закупку продукта. В начале декабря свободных объемов подсолнечного масла у нас практически не было, буквально несколько машинных партий. Возможно, данная ситуация была связана не только с предновогодним периодом, но и главную роль сыграл тот факт, что некоторые крупные предприятия из Поволжского региона остановились из-за нехватки маслосырья для работы.

– По вашему мнению, станет ли такой непредсказуемый старт масличного сезона роковым для большинства маслодобывающих предприятий? Как скажется остановка предприятий в целом? Это будет сезон с отрицательной маржей?

– Да, я думаю, некоторые предприятия не переживут этот кризис. Это исключительно финансовый кризис, который будет связан с нехваткой оборотных средств. Сильные компании переживут. Остановка предприятий в стране приведет конечно же к нехватке подсолнечного масла на рынке и увеличению цен на него. А, вообще, остановка предприятия – это простой. Один день простоя предприятия – это прямые убытки, которые просто «съедают» ваши деньги, и естественно это будет большой минус в бюджете компании. Работа нашей компании всегда начинается с составления различного рода бюджетов, и в дальнейшем строго и исключительно по ним мы осуществляем свою деятельность. Еще ни разу мы не приходили к такому выводу, что предприятие выгоднее остановить, чем работать. Имея определенные расчеты, нужно понимать, где предприятие может получить больше убытков – при остановке либо при неблагоприятной конъюнктуре рынка, и в дальнейшем принимать решение о его судьбе. Я считаю, что если уж так получится, то предприятию гораздо выгоднее отработать в минус 1 руб., к примеру, чем простаивать и нести убытки в 5 руб.

 

Источник: «АПК-Информ»