Владимир Мокляк: «Меня цепляет все новое»

 Автор: Михаил Драганчук, No-till.ru

 

fotoВладимир Мокляк основал КФХ «Дослiдне» (Полтавская область Украины) более 25 лет назад. За это время пройден путь от небольшого хозяйства по выращиванию бачхевых и овощей до современного многопрофильного предприятия на площади более 2000 га. Владимир – кандидат сельскохозяйственных наук, стал известен как один из самых передовых исследователей технологии no-till в Полтавской области. В хозяйстве заложены многолетние опыты по сравнению традиционной и нулевой технологий.

– С чего началось освоение технологии no-till?

– Меня цепляет все новое. Долго я no-till и отбрасывал. Может год, может два, а может и три. Хотелось сначала узнать, что это такое. Я бывал на выставках, на семинарах. В «Агромир» раза 4, а может и 5, съездил. К Фредерику Шавиньи съездил в Черкасскую область, в «Агро-Союз» – в Днепропетровскую область. Летал в Аргентину, в Бразилию. Я сначала изучил теоретически, что оно такое. И пошло. Пока я не «вкурил», что оно за штука и есть смысл заняться. Сначала хотел купить небольшую сеялочку. Потом подумал – что я с ней буду делать? Она ни туда, ни сюда. Я выдержал еще год, подсобирал денег и как ударил, так ударил!

Сначала также думал попробовать на небольших площадях. Ну, хорошо, думаю, получится и что выбрасывать сеялку? И я стал рассматривать такой вариант – покупаю сеялку на все случаи жизни. Даже если бы у меня не пошел бы no-till, сеялка будет сеять. Причем, если на поле есть немного мусора, она все равно сеет. Не надо мне готовить поле как конфетку, идеально – она посеет. И так оно и пошло.

Были скептики, говорили, что эти сеялки не будут работать. Тем не менее, они отлично посеяли. В тот год мы получили 40 ц/га подсолнечника, 170 ц/га кукурузы. Год был удачный. А дальше всякое бывало. Вначале я не верил, когда мне говорили что на «нуле» нет сорняков. Убедился, что сорняков не добавилось и урожайность не сбросило. Уменьшилось количество сорняков и уменьшается с каждым годом. Я не переворачиваю свежие, а те, что были сверху – вывел. Возможностей для сорняков намного меньше. Сам удивляюсь – поля стали чище.

– Какие наблюдения сейчас, спустя 5 лет?

– Как весна – тошнит от no-till. Соседи все сеют кукурузу, подсолнечник. Мы не можем сеять – сыро. И только через 6–7 дней пробуем сеять. Пошло! Ура! Начали и мы сеять. Но это уже под 1 мая. Люди уже заканчивают сеять кукурузу, а мы только начинаем. Потом всходы появляются. Гляну, у соседей кукуруза уже взошла, а мы только сеем. Уже 3–5 листьев! А мы только до 9 мая заканчиваем сев.

Семена попали в почву, накрытую мульчей. Под ней еще холодно. Всходы долго развиваются. И этот разрыв наблюдается и на сое – на пахоте растения уже по пояс, а на no-till еще низкие разовьются. Если кто не занимался no-till, покажи ему эти поля весной – он в жизни не будет заниматься. Покажи осенью – на второй год бросится на эту технологию!

В этом году такого контраста нет, и пахота может победить no-till за счет того, что 2–3 недели забега весной и были дожди в мае-июне, плюс в июле кое-где – и этого хватило. Там раньше посеяли и влага была. А у нас – позднее сеяли и не хватило хотя бы одного дождя в конце июля. В прошлом году no-till был ярко выражен – лучше, чем по пахоте. У нас стояло все красивое, а по вспашке все высохло. Но в следующем году будем уменьшать ФАО кукурузы. Сеем позднее, холоднее и плюс еще ФАО большое. Три фактора, которые дают отставание кукурузе где-то на 3 недели.

– Что выращиваете?

– Выращиваем практически все культуры, которые выращиваются в нашей зоне. Ячмень, пшеница (озимые и яровые), соя, подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла, гречка, овощи. Гречка у меня для повторных посевов. Сею после ранних зерновых, рапса. Если удастся – получим семена, если не получится – то будет в качестве покровной культуры. Это тоже будет дополнительный бонус. Если гречка дала мед – еще лучше. А если она дала еще семена – это вершина.

– Свекла дружит с нулевой технологией?

– Сахарная свекла – это экономика, но она портит no-till. У нас она гуляет на своих полях и не приходит на те поля, где no-till. Отдельный севооборот. В этом году у нас 200 га свеклы, на следующий год будет 270 га. Это очень сбалансированная культура. Недавно у нас прошел дождь 30 мм. Этот дождь уже «до лампочки» сое, кукурузе, подсолнечнику. А свекле даст центнеров 150–200 прироста! И практически каждый год это наблюдаем. Она хорошо использует позднюю влагу. Моя цель по сахарной свекле – 700 ц/га. Это тот рубеж, который я еще не перешагнул ни разу. Но под 700 мы добирались. За 500 у нас практически регулярно. 660, 650, 630. Это моя внутренняя планка, такой себе критерий профессионализма.

– Многие говорят, что урожайность для бизнеса – не главное.

– Урожайность – это спорт. Это интересно. Это заводит. И дело не в деньгах. По кукурузе у меня была цель – 170 ц/га. Я этого достиг. Я хотел бы и 200, но погодные условия в последнее время не балуют. Среднегодовое количество осадков – 350 мм, максимальное – 470 мм. Раньше, 30 лет назад, когда я работал над диссертацией, здесь было и под 1000 мм.

В этом году урожайность пшеницы слабая – 48 ц/га. Засуха, сгорела. Не хватило влаги. За осень-зиму-весну почти не было дождей, было промочено 20–30 см. Лет 5–7 назад у нас было 82 ц/га, а в последнее время нет условий, каждый год – проблема.

Еще очень важно, как распределяются осадки на протяжении года. В 2011 году выпало 350 мм осадков, почти также как в прошлом году. При этих осадках тогда получили кукурузы 119 ц/га в зачете, подсолнечника – за 40 ц/га, сои – за 30 ц/га. В прошлом 2014 году при осадках 354 мм – кукуруза – 32 ц/га, соя – 12 ц/га. Спрашивается – почему?

Проанализируем выпадение влаги по месяцам. В 2011-м в июле – 135 мм, в августе – 0. Залито тогда, когда надо, все сформировано вовремя. В этом году – 20 мм, в августе было 53 мм, но было поздно. Все было сделано.

– Какие почвы в хозяйстве?

– Почвы – черноземы. Гумус – 2,5–4,5%. Раньше почвы были с гумусом и 4, и 5, и 6%. Мы их обработкой довели до 3,5%. При Докучаеве было 8–10%. Это все результат процессов деградации почвы. После перехода на no-till на полях увеличилось количество пожнивных остатков, уже много червяков. На склонах водная эрозия остановилась.

– Почему вы используете именно вибростол и калибратор Фадеева?

– Несколько лет назад я обмолотил сою и получил 30% половинок. Наши имеющиеся машины не отбирают половинки.

До этого у меня были разные машины: «Алмаз», ОВП, ОВС и другие еще советские семяочистители. Они отпали мгновенно. Против этого – небо и земля. Этими двумя машинами я готовлю все, что у меня есть, даже люцерну и фацелию. Сразу зерно калибруется по крупности, по фракции, потому что можно провести аналогию с людьми – если будут бороться более здоровый и более слабый, то здоровый всегда победит более слабого. Так и в природе.

Семена все хранятся в биг-бэгах, чтобы они больше нигде не травмировались. После того, как их очистили, больше нет никаких шнеков. Лучшее мировое хранение – это или биг-бэги, или деревянные ящики. Все семена практически одинакового размера, все одно в одно. И, самое главное, это оборудование не наносит никаких травм зерну.

В линии Фадеева первый калибратор. Он делит по фракциям любые семена. Чтобы всходило все сразу, а не так – сначала одно, потом второе, потом третье. Они всходят в один день, потому что они все одинаковые. Борются как спортсмены – в категориях. Также и растения сражаются в одной категории. Если разные по фракции, всхожести, энергии смешивать – более сильные будут задавливать более слабые. Есть конкуренция.

Сначала отобрали по одному размеру, по одному калибру. Откалибровал на разные фракции. Но может быть семя большое, но оно легкое. Пневмовибростол отбирает по удельному весу. Это второй окончательный этап – семена идеально калибруются. И опять мешок.

Есть пшеница 1 фракции, есть – 2 фракции. 3 и 4 фракции на семена мы не используем, они идут на продовольственные и фуражные цели. 1 и 2 фракция не смешиваются и хранятся в отдельных мешках. Нельзя смешивать, иначе будут бороться разные весовые категории. Семена должны быть одинаковы по размеру, по весу, по здоровью. Они должны быть отобраны идеально.

Сеем 1 и 2 фракцию. Наука говорит, что разницы нет. Но если между 1 и 2 разницы, может, и нет, то в сравнении с 3 и 4 фракциями разница колоссальная.

– Как выбирали сеялку?

foto_2– Я в Аргентине 3 завода увидел своими глазами. Почти все сеялки сделаны по одному принципу. Одна фирма на всю Аргентину клепает колтеры, другая – коробки передач, третья – ножи и т. д. В основном сами на заводах делают раму. Даже высевающие ящики делает фирма, которая специализируется только на ящиках. А все занимаются сборкой.

Сеялки практически все идентичны, у всех одно и то же. Есть классные, но дорогущие. Тогда я купил 2 сеялки VHB RB: и для зерновых (53 ряда) шириной захвата 10,6 м, и для пропашных культур (16 рядов). Широкорядная 16-рядная сеялка (11 м), агрегатируется с трактором 330 л. с. Высевающий аппарат MaterMacc. Практически это было 4 сеялки – два тандема. Меня подкупила цена. Как промежуточный вариант она меня устраивает.

Сеем 50–70 га в день, задержка за счет удобрений. При помощи биг-бэгов мы увеличили темпы. Раньше мы использовали обычные мешки и заправка длилась 40 минут. 2 вида удобрений – 1200 кг. И всего-навсего на 6 га. А когда мы давали карбамида 250 кг нам хватало на 4– 5 га и опять заправка.

Очень много заправок – это недостаток. Но есть и преимущества. Считаю, что карбамид после КАСа, наиболее эффективный по усвоению. При одном условии – если его спрятать в почву. Если он хватает воздух, сразу много испаряется азота. Я сам убедился когда пробовал подкормить озимые карбамидом. Невозможно было зайти на поле – аммиаком воняет, испарение страшное.

Поэтому люди не берут карбамид, боятся. У меня действующее вещество получается дешевле. Сеялка вносит его на 10–12 см в почву. Оно попадает под растение. Усвоение отличное. Вносим его весной, нам не надо вносить осенью.

– Почему остановились на самоходном опрыскивателе Hagie?

– Самый лучший что есть.

– А что в нем такого?

– Все в нем. Скорость, высота клиренса, автоматика.

– Выгодно ли иметь этот опрыскиватель хозяйству с такой площадью?

– Я сам защитник, диссертацию защищал по защите растений. Химическая защита очень важна. От этого иногда зависит и 30, и 50% урожая. Если на свеклу налетел долгоносик – вопрос решается в течение 2–4 часов. До обеда была свекла, после обеда ты пришел, а ее нет. Также и по болезням. День, два – и поезд ушел.

– Вы выращиваете много кукурузы. Кукуруза нравится как культура? Или экономика?

– Экономика. Мне все нравится. Я и сою люблю. Каждая культура интересна по-своему. А если и экономика хорошая, то вообще хорошо.

Хотя сейчас кукуруза упала в экономике, нельзя сидеть на одной культуре. Потому что сегодня то, завтра другое. Это называется диверсификация производства. Я уже видел, как люди «горели», когда на одной кукурузе сидели. Это очень рискованно. Один раз и урожая не было, и цена. А у меня раз был и урожай за 100 ц/га и убыток от кукурузы.

Если бы в этом году у нас в конце июля – начале августа выпал дождь, хотя бы 25 мм, мы бы и за 100 ц/га вышли бы.

У меня есть поле, в котором 5 га постоянно пашется, а остальное на технологии no-till. Уже 5 лет мы имеем возможность сравнивать. Такого нигде не увидишь. Все сравнивают поле с полем, хозяйство с хозяйством. Нельзя так сравнивать. Это не научно.

Вообще – это чудо. Даже соя дает у меня 20 ц/га и у моих коллег – 20, но у меня экономия. При равных условиях – это уже фора. Я как представлю, что осенью 2000 га надо пахать! 40 т с лишним солярки для этого надо! У меня тракторы мощные и вспахать несложно, но как представлю какую работу нужно провести. Когда вижу, как это делают другие, думаю – какие-то бесбашенные. В то же время навязывать свое мнение не хочу. Я уже пробовал и сделал вывод, что каждый сам должен к этому прийти. Человек для этого должен созреть. Я сам до перехода на эту технологию 3 года ее изучал.

– Знакомясь с вашим хозяйством, вижу кругом цветы, оформленные уголки. Что это? Откуда оно появляется?

– Я сам все это люблю. А как она появляется, я не знаю. Мне иногда закидывают вопросы мои сотрудники по этому поводу. Ну хорошо, не сделал бы я того пруда, того уголка. Тогда ты сухой, черствый человек – работаешь как робот. Поел, опять сделал работу, опять поел, в туалет сходил – замкнул кругооборот. И все. А для чего еще человек живет? Тот поет, тот танцует, тот спортом занимается. Кроме работы есть масса занятий для души! Тот стихи пишет, другой – статьи, книги. Творчество, которое, может быть, не приносит денег. Что еще сказать? Есть такое выражение: – Красота спасет мир! И, наверное, доля правды в этом есть. Ну приехал бы сюда, а тут канавы, бурьяны – и что это такое?

– Наверное, это тоже говорит об уровне хозяйствования. Когда вижу такую красоту, я почему-то не удивляюсь, что стоит рядом Hagie. Наверное, там где во дворе канавы, Hagie рядом не стоит.

– Надо жить не только одной работой. А так как скотина – поела и работает для поддержания жизненных сил.

– Что вы бы посоветовали тем фермерам, которые только начинают осваивать нулевую технологию?

– Я не раз об этом думал. Были такие, которые со мной начинали ездить на разные семинары. Потом прошло время и говорит: «Мне это неинтересно. Я не буду этим заниматься». Подумаю, подумаю и что я ему скажу? Вместе начинали, и он не раскусил эту тему, он увидел что-то другое. Не «вкурил».

Думает – зачем мне риски? Я привык к классике, к гарантированным урожаям, которые здесь получают. И не надо ничего придумывать, рисковать. Я получаю такой урожай, и мне хватит того, что я имею. А так – впереди у него неизвестность. Такая, как и у нас была. Получится или не получится? Придет время, они увидят у тебя, у меня, у других. Для этого надо созреть. И чем хуже будут годы по влаге, тем быстрее их жизнь заставит.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос