Импорт попал в яблочко

imgРынок овощей и фруктов в России все больше зависит от импорта. Эту проблему эксперты обсудили на конференции «Плодово-овощной бизнес России-2013».

На российском рынке осталось крайне мало плодово-овощных культур, которые не зависят от импорта. Одна из самых независимых – свекла. Ее практически не ввозят в Россию из других стран и вывозят в небольших количествах. «Экспортировать свеклу можно только в страны постсоветского пространства», – говорит руководитель проекта «АПК-Информ» Татьяна Гетьман. По словам эксперта, реализовать свеклу стихийно довольно сложно. Поэтому фермеры выращивают ее под заранее заключенный контракт с торговыми сетями. За счет этой тенденции общая площадь посевов свеклы в России снижается. И стоит она сегодня на 50% больше, чем осенью прошлого года. Правда, уборка этого корнеплода только начата, и цены могут снизиться.

Оправдала надежды в этом сезоне морковь. В прошлом году она подорожала в три раза, и в этом году многие хозяйства увеличили посевы моркови на 20% за счет не такой рентабельной капусты. Затоваривания не предвидится – высокие цены на морковь на Украине создают хорошие условия для экспорта.

А вот огурцы и помидоры не приносят выгоды. Все больше хозяйств приходит к выводу, что производство томатов без капельного орошения нецелесообразно, потому что дорого. Кроме того, томаты подвержены болезням, что нередко приводит к потерям урожая до 70%. С огурцами проблем не меньше: перепад температур может привести к полной потере урожая. Но даже если урожай удалось получить, никто не гарантирует прибыли. «Если на рынке происходят какие-то ценовые изменения, переработчики не гарантируют, что купят огурец по изначально оговоренной с производителем цене», – говорит Татьяна Гетьман.

Нестабильная ситуация и на рынке косточковых. Один майский мороз способен полностью уничтожить урожай фруктов. Однако в этом году за счет мягкой зимы и отсутствия весенних заморозков урожай был рекордным. Но это привело к падению цены на фрукты в самом начале сезона. Низкие цены держались до осени, так как за годы неурожаев рынок косточковых в России заполнили импортеры. Кроме того, в самом начале сезона в Россию зашла Турция со своей дешевой продукцией, которая составила конкуренцию российскому товару и практически перекрыла доступ на рынок дорогостоящим европейским косточковым.

Яблоки в этом году удались, но продать их непросто. «Российские производители могут насытить внутренний рынок местным яблоком, но этого не происходит. Инвестиций в производство и переработку недостаточно. Остается только рынок свежих яблок. Но торговым сетям легче иметь дело с импортной отсортированной продукцией высокого качества, чем с отечественным товаром, у которого проблемы с сортировкой и хранением. Поэтому на российском рынке яблок доля импорта выше доли собственного продукта», – говорит Константин Швец, гендиректор «Фито-МАГ». С 2012 года ситуация для отечественных производителей усугубилась быстрой реакцией импортеров. «Если раньше польское яблоко поступало на российский прилавок к декабрю, к этому времени российские производители старались реализовать свои запасы, то в сезон 2012/13 года предложения польского яблока появились уже в начале сезона», – поясняет Швец. Это привело к тому, что зимой 2012/13 года доля импортного яблока на российском прилавке доходила до 75%. В этом зимнем сезоне обстановка обещает быть еще более напряженной для российских производителей яблок. Хороший урожай собран в Италии и Греции. Эти страны будут вытеснять Польшу с европейского рынка, и ей придется увеличить поставки яблок в Россию.

Источник: «Российская газета»