«Фермерам не хватает юридической грамотности»

В конце марта текущего года в Краснодарском крае была создана независимая рабочая группа для оказания содействия жителям края в решении спорных вопросов, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения. Что удалось сделать за это время, мы узнали у ее сопредседателей – и. о. министра сельского хозяйства Краснодарского края Сергея Орленко и секретаря Общественной палаты Кубани Любови Поповой.

– Сколько фермеров и из каких районов края обратились в комиссию с момента ее создания?

– Независимой группой было принято около 100 обращений фермеров. Часть из них касались социальных вопросов. Мы их тоже приняли и перенаправили в соответствующие ведомства. Районов, из которых поступили обращения, много, перечислим лишь некоторые: Тбилисский, Кавказский, Новопокровский, Калининский, Лабинский, город Новороссийск.

– Когда возникли конфликты между фермерами и агрохолдингами? С чем они связаны?

– Проблема возникла давно, но только сейчас «вышла на поверхность» и стала обсуждаться публично. Как вы знаете, часть земель сельхозназначения в нашем крае принадлежит пайщикам. В основном это бывшие сотрудники колхозов, которым во времена развала коллективных хозяйств раздавали земельные паи. В начале 2000-х годов пайщики по договору аренды передавали свои наделы во временное пользование вновь образуемым сельхозпредприятиям. Срок действия этих договоров – 10 лет. Проблемы начались, когда подошло время их окончания и пересмотра.

– В чем основная суть претензий фермеров?

– Многие пайщики ожидали, что теперь они заберут свои наделы и будут сами их обрабатывать. Либо передадут фермерам, которым доверяют. Но они столкнулись с сопротивлением сельхозпредприятий, арендовавших их землю. Крупные производители не хотят ее терять: у них сложились определенные инфраструктура, коллектив, прибыль и т. д.

Начались затяжные судебные споры. Фермеры стали говорить, что суды ангажированы и принимают решения не в их пользу. Посыпались жалобы в администрацию края, и было решено создать независимую рабочую группу по решению земельных споров.

В независимую рабочую группу вошли 20 человек: представители фермеров, регионального минсельхоза и департамента имущественных отношений, ЗСК, Совета по правам человека, члены Общественной палаты края, Народного фронта, уполномоченный по защите прав предпринимателей, юристы.

– Как на законодательном уровне можно помочь малым формам хозяйствования решить свои земельные вопросы? Планирует ли краевое министерство сельского хозяйства подключиться к этой работе?

– Как говорят юристы, которые занимаются обращениями фермеров, в нынешнем земельном законодательстве есть нормы, вызывающие вопросы. Например, непонятно, почему судьбу большого земельного участка могут решить 20 процентов пайщиков? Это, в принципе, несправедливо по отношению к большинству. Скажем, в корпоративном законодательстве решения принимают не менее 50 процентов акционеров.

Региональный минсельхоз уже выступил с рядом инициатив по совершенствованию земельного законодательства. Министерством совместно с департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Законодательным Собранием проработан вопрос по внесению необходимых изменений в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предлагается без проведения торгов осуществлять предоставление в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

  1. крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, соответствующим критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;
  2. сельскохозяйственным организациям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющим деятельность по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства и соответствующим критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Существенным условием договоров аренды, заключенных без проведения торгов, будет то, что арендатор земельного участка будет лишен права передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и т. д.

11 мая эти предложения рассмотрены в Государственной Думе РФ в первом чтении. Кроме того, заместитель председателя Исполкома ОНФ Наталья Костенко подключила к работе нашей группы Центр мониторинга законодательства Московской юридической академии им. Кутафина. Ее специалисты вместе с нами анализируют все проблемные ситуации и пишут рекомендации. Их анализ направлен на поиск системной проблемы и ее устранение на законодательном уровне.

– Какие выводы вы сделали за время работы группы? В чем корень проблемы?

– Первое: крестьянин практически не знает земельное законодательство. В результате совершает ошибочные действия и теряет возможность решить вопрос в правовом русле. Например, пропускает время обращения на продление срока действия договора на аренду земли. После чего вынужден претендовать на нее на общих основаниях, то есть участвовать в торгах. Или не принимает участие в общем собрании дольщиков, где решается судьба большого земельного участка, на котором расположен его пай. Узнает постфактум, что теперь он отошел к какому-нибудь сельхозпредприятию.

Второе. Винить крестьянина в незнании законодательства сложно, потому что только за последние 5 лет в нем произошло два серьезных изменения.

– Судя по публикациям в СМИ, основная претензия фермеров сводится к тому, что крупные агрохолдинги «отжимают» землю и делают это при помощи судов. У членов рабочей группы сложилось такое впечатление?

– Рабочая группа не может дать такой оценки. У нас законодательство говорит, что если судебный акт не отменен вышестоящей инстанцией, то он признается законным. И только вышестоящая инстанция может признать решение действительным или недействительным.

Да, у нас может возникнуть вопрос: почему судья применил ту или иную норму права? Или почему он применил ее в таком контексте? Но мы не можем сказать, что решение суда незаконно. Для вынесения таких вердиктов в стране есть Верховный суд. Он следит за тем, чтобы закон применялся единообразно.

Что можем сделать мы? По судебным решениям, которые вызвали у нас вопросы, мы можем от имени Народного фронта и Общественной палаты Краснодарского края направить обращение в Верховный суд и попросить его определить единый подход к определению нормы закона.

Приведем условный пример. Перед разводом фермер вывел жену из их крестьянско-фермерского хозяйства. При разводе жена потребовала раздела имущества, в том числе часть земли КФХ. Суд применил Гражданский кодекс, поделив имущество пополам, включая КФХ. Но это решение входит в противоречие с законом о крестьянско-фермерских хозяйствах, согласно которому бывший член КФХ не может претендовать на землю, а только на денежную компенсацию. Соответственно, возникает вопрос: какой закон имеет приоритет? Вот это и может определить Верховный суд.

– Несмотря на то, что комиссия работает и отчитывается о результатах, фермеры по-прежнему недовольны и готовятся устроить акцию с полетом на шаре с письмом к президенту, чтобы привлечь его внимание к своим проблемам.

– Это, наверное, будет выглядеть эффектно. Но возникает вопрос – зачем? Вы думаете, президент не знает об этой проблеме или не было команды заняться ее решением? И, потом, за чей счет «банкет»?

Если есть средства на такие дорогостоящие акции, может, лучше их потратить на грамотного юриста, который будет помогать фермеру вести дела и выигрывать суды?

Вот, скажем, в агрохолдингах есть юристы. На заседаниях рабочей группы они аргументированно отстаивают позиции предприятия и грамотно готовят пакеты документов для защиты интересов своего предприятия в суде. Фермерам, как я уже говорила, не хватает юридической грамотности и на услугах юриста они тоже экономят.

Фермеры, которые инициируют показательные акции типа полета на воздушном шаре, входят в рабочую группу. На мой взгляд, они должны понимать, что такое поведение дискредитирует рабочую группу, частью которой они являются. Сейчас к нам прислушиваются и исполнительная, и законодательная власть, правоохранительные органы. А если мы будем устраивать показательные выступления, все превратится в фарс.

Мы понимаем, что снискать внимание публики проще полетом на шаре или поездкой на тракторе в Москву. Но мы предпочитаем другие методы – диалог и грамотную аргументацию. Это дольше, об этом не будут писать все СМИ, но мы советуем членам рабочей группы набраться терпения и направить энергию на решение проблем эволюционным путем.

– Когда будет расформирована рабочая группа?

– Точной даты назвать не можем. Мы еще не встретились со всеми заявителями. Наверное, будут еще обращения. Но уже сейчас мы видим, что большую часть фермерских проблем можно было решить на муниципальном уровне, если бы главы в этом вопросе работали лучше.

Вице-губернатор Андрей Коробка направил в районы поручение главам активнее подключиться к работе с фермерами. При должной поддержке они могут стать основой экономического развития района наряду с крупными сельхозпроизводителями.

 

Автор: Дмитрий Егоров
Источник: «Кубанские новости»