Ценообразование конечной сельскохозяйственной продукции на рынке

fotoАннотация: В работе рассматриваются вопросы, связанные с потреблением сельскохозяйственной продукции в РФ и Волгоградской области в частности, а также ценообразование на местную сельскохозяйственную продукцию с условием импортозамещения.

Ключевые слова: ценообразование, импортозамещение, сельскохозяйственная продукция.

Моделирование процессов маркетингового ценообразования заключается в том, что цена устанавливается не просто на товар (товар или услугу), а на целую совокупность выгод для покупателя. При этом учитывается следующее: цена, различные цели, исходя из которых выбираются стратегии и методы ценообразования, факторы, которые необходимо учитывать при ценовых решениях; ценообразование с точки зрения микроэкономической теории; ценообразование на основе издержек, установление новых цен и пересмотр цен на существующие товары; ценовое стимулирование; ценообразование на промышленных рынках, в том числе сельскохозяйственной продукции.

Россия в целом решила проблему с замещением продовольствия, ввоз которого был запрещен в рамках ответных мер на западные санкции, заявил в интервью ТАСС министр сельского хозяйства Николай Федоров, которое он давал в декабре 2014 года: «За четыре месяца мы, по сути, обеспечили в физических объемах замещение продукции, выпадавшей в силу вынужденных для России мер, связанных с так называемым продовольственным эмбарго», – подчеркнул глава Минсельхоза.

Вопрос реализации на территории Волгоградской области Указа Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в августе 2014 года занимал лидирующую строчку на всех уровнях муниципальной власти. Специалисты аграрного ведомства проводили регулярно мониторинг цен на агропродовольственном рынке области.

Итоги мониторинга показали, что за период с 8 августа по 10 октября произошло повышение цены на мясо (свинина, говядина) на 1,8–2,8%, молоко и молочные продукты – свыше 3 процентов. Повышение цен на данную группу продуктов обусловлено увеличением цен на энергоресурсы. Так, за тот же период водоснабжение подорожало на 6,8%, тепловая энергия на 4,5%, также увеличилась стоимость ГСМ. В то же время вплоть до 20 сентября отмечалось снижение цен на овощную продукцию – до 40%. В октябре 2014 года наблюдалось увеличение цен на овощи до 12%. Это связано с сезонным фактором – началом массовых заготовок на зиму.

По данным Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы, на начало декабря разброс тенденций в динамике был следующим: «Самый большой рост – в отношении гречихи – почти на 50% по стране. Это рост цен производителей в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013-го. В 2010 году было то же самое, но причины разные. Есть увеличение цен к декабрю за 2014 год к уровню декабря 2013 года на мясо птицы на 25% и свинину почти на 27%».

Сейчас с торговыми сетями работают около 30 ведущих предприятий АПК Волгоградской области, поставляющих молочную продукцию и сыры, хлебобулочные изделия, муку и т.д. Широко представлена на полках местных магазинов продукция местной консервной промышленности (ООО ПК «Сарепта-ПомидорПром», ООО «Волгоградский консервы», ООО «Зори Поволжья») и тепличных хозяйств (ГУП ВОСХП «Заря», СПК «Тепличный», ООО «Овощевод»).

По информации агропортала Agro2b.ru, с января по декабрь 2014 года цена на килограмм свинины в Волгограде выросла на 33,29% – с 206 до 275 рублей за килограмм.

В Волгоградской области за последнюю неделю января 2015 года значительно повысились цены на ряд продуктов питания. По данным Волгоградстата, в период с 26 января по 2 февраля 2015 года в областном центре больше всего подорожали овощи и фрукты. Настоящий шквал возмущенных отзывов вызвали огурцы по 300 рублей за килограмм от местного производителя.

Так, свежие помидоры теперь стоят дороже на 21,67% (килограмм можно купить за 201,35 рубля), морковь стала дороже на 17,06% (средняя цена за кг– 32,60 руб.) лук репчатый – 9,64% (31,38 руб.) Яблоки подорожали на 11,65% (78,59 рубля за кг). При этом специалисты отмечают снижение стоимости картофеля на 2,5% (до 28,94 руб.). Подешевели сметана, куриные яйца и ржаной хлеб (от 0,03 до 0,7%).

Волгоградские антимонопольщики установили, что самыми «гуманными» к покупателям остаются местные торговые сети «Покупочка» и «Радеж», в которых зафиксированы самые низкие торговые наценки. Самые весомые наценки на хлебные ценники делали в сетях «ОКЕЙ» и «Карусель».

 

Таблица 1. Анализ ценовой политики крупных торговых сетей Волгограда.

Розничная сеть

Средняя наценка по сети по состоянию на 01.01.2015

Средняя наценка по сети по состоянию на 15.01.2015–22.01.2015

ООО «Тамерлан»

5,7%

5,7%

ООО «Радеж»

6,4%

5,7%

ООО «Лента»

7,6%

7,6%

ООО «Ман»

9,6%

9,3%

ООО «ОКЕЙ»

18,1%

20,2%

ЗАО ТД «Карусель»

28,1%

27,7%

 

Эффективным способом сдерживания цен является ярмарочная и рыночная торговля с участием производителей продукции, особенно фермеров и кооператоров. Областной минсельхоз привлекает сельхозтоваропроизводителей к участию в сельскохозяйственных ярмарках, проводимых на постоянной основе, как в Волгограде, так и на территории всей области. Разработаны предложения по реализации в постоянном режиме волгоградской сельхозпродукции и продовольствия через торговые сети России, не говоря уже о локальных торговых сетях, имеющихся в Волгоградской области.

Руководством Волгоградской области поставлена задача: максимально расширить список поставщиков продовольствия из числа сельхозтоваропроизводителей и предприятий АПК региона. Также решено организовать постоянно действующие рынки во всех муниципальных районах области. Прозвучало еще одно важное предложение: шире использовать возможности проекта «Волгоградское качество». Этот проект нацелен на увеличение доли волгоградских производителей на внутреннем рынке и повышение уровня информированности жителей региона о предприятиях, которыми они могут и должны гордиться. Региональный знак «Волгоградское качество», который предприятия нашей области могут использовать в качестве маркировки своей лучшей продукции и рекламы, должен стать узнаваем за пределами региона.

 

Литература:

  1. Агропромышленный Союз России [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://agro2b.ru/
  2. Богданов, С. И. Экономико-математическое моделирование ценообразования на тепличную овощную продукцию [Текст] / С. И. Богданов, В. А. Титова, А. С. Богданов // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. – 2013. – №4 (32). – С. 265–271.
  3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mcx.ru/
  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://volgastat.gks.ru/
  5. Ценовая ситуация в Волгоградской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dairynews.ru/processing/tsenovaya-situatsiya-v-volgogradskoy-oblasti-pod-k.html

 

УДК 338.5: 338.43

В. А. Титова, аспирант ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»
М. А. Рябов, к. с.-х. н., представитель Monsanto Company по Югу России Волгоград, Россия)