Карнавал в честь арбуза: как Камышин привлекает туристов

В конце августа в Камышине (Волгоградская область) прошел традиционный, уже девятый по счету, арбузный фестиваль. Его название – «Зело отменный плод!» – ссылка на слова, по легенде сказанные Петром I, когда тот в 1722 году посетил Дмитриевск (старое название города) и отведал местный арбуз. Символическое возвращение в поволжский город великого императора – центральное событие ежегодного мероприятия, собирающего на центральных улицах, в парке и на площади тысячи человек.

Фестиваль начинается с бахчевого парада: коллективы крупнейших городских организаций (отделения Сбербанка и Промсвязьбанка, предприятие «Камышинский текстиль» и завод «Ротор», пенсионный фонд и кредитно-потребительские кооперативы, административные и образовательные учреждения) проходят по Пролетарской улице через Бородинский мост к Комсомольской площади в карнавальных костюмах. Черно-зелено-красная река людей, велосипедов, мотоциклов, микроавтобусов и тракторов растягивается на несколько километров – ни одно мероприятие не оказывается в Камышине настолько массовым со времен выступлений местного «Текстильщика» в Высшей лиге российского футбола. Идеи костюмов и автомобильных украшений одна оригинальнее другой – кажется, творческим духом заражается в преддверии праздника большинство горожан.

На Комсомольской площади, вокруг памятника святому Дмитрию Солунского (в чью честь и был назван город изначально), – несколько сцен, откуда звучат песни, многочисленные торговые шатры и точки под названием «Камышинский обжорка», где можно угоститься спелым, сладким арбузом. Фестиваль – золотое время для окрестных фермеров, прежде всего, тех, кто выращивает бахчевые или держит пасеку: через торговые ряды не протолкнуться – столько желающих выбрать самую ароматную дыню или самый вкусный мед (липа, гречиха, чабрец, донник – десятки вариантов). Экскурсионные автобусы из Волгограда и Саратова, расположенных в 200 км к югу и северу соответственно, длинными вереницами припаркованы чуть поодаль – развитию внутреннего туризма фестиваль тоже поспособствовал немало. Главное в этом деле – регулярность: первые два-три мероприятия были не столь масштабными, но к четвертому пришествию Петра Iна камышинскую землю внимание на фестиваль обратили даже региональные власти, не говоря уже о бизнесе. Сегодня у арбузного действа немало партнеров и спонсоров: «Камышинский текстиль», волгоградский автодилер «Арконт», сеть фаст-фуда «AIKБистро», мобильный оператор Tele2, ООО «ТАНИС», ООО «Байзель», ИП А.С. Ягель и др. Хорошая идея, приглянувшаяся местным жителям, притянула к себе и бизнес, и туристов: в прошлом году число посетителей составило 15 тыс. человек, а в этом, по официальным данным, без малого 16 тыс.

В 2015 г. администрация города зарегистрировала бренд «Камышин – арбузная столица России». С этим связан небольшой юридический казус: полутора годами раньше словосочетание «арбузная столица России» запатентовал город Соль-Илецк Оренбургской области, опередив и Камышин, и исконно бахчевую Астрахань. Теперь, согласно документам Роспатента, в стране две независимые «арбузные столицы» – но проиграв Оренбуржью гонку за документами, 120-тысячный город в Волгоградской области определенно намерен победить в раскрутке своего арбузного фестиваля.

– Арбузный фестиваль – это имиджевое мероприятие, которое привлекает жителей Волгоградской области и других регионов России. Проведение мероприятия способствует развитию туристической инфраструктуры на территории Камышина – строительству гостиниц, объектов общественного питания, и, как следствие, появлению новых рабочих мест, – прокомментировали экономический эффект от праздника в городской администрации.

Главными героями дня стали, конечно, бахчеводы. Свои арбузы и дыни предоставили фермеры Верхнедобринского, Терновского и Сестринского сельских поселений. Среди них провели конкурс на самый большой арбуз, победителем которого стал Сергей Пригарин, бахчевод из села Верхняя Липовка: ему удалось вырастить ягоду весом 21,65 кг! Впрочем, всего на 1 кг легче оказался арбуз его односельчанина Михаила Кравца – определенно, жители Камышинского района знают, как обращаться с этой культурой.

 

Кстати

В России проводится несколько регулярных «сельскохозяйственных» фестивалей, посвященных разным культурам. Пока что традиции не столь давние и прочные, как на многочисленных луковых, томатных и тыквенных праздниках в Германии, Австрии или Испании, но опыт накапливается и программы становятся все интереснее.

  • День огурца (Суздаль, Владимирская область). Проводится с 2001 года в середине июле. За это время стал одним из самых популярных туристических мероприятий, привлекая до 10–15 тыс. гостей ежегодно. Способствует не только относительная близость к Москве, но и тот факт, что сам город богат достопримечательностями, любоваться которыми еще интереснее при наличии развлекательной программы.
  • «Тыква Day» (Пермь). Трижды проходил в 2012–2014 гг. и даже вошел в число призеров премии «Событие». Акцент делался на творческой составляющей: резьба по тыкве, поделки и кулинарные экзерсисы, карнавал и детские конкурсы. Однако тыквы на мероприятии не были местными – их доставляли из Волгоградской области.
  • Морковкин фестиваль (Дмитров, Московская область). Впервые организован в 2012 году в качестве мероприятия, стимулирующего «туризм выходного дня» среди москвичей. Город называют «главным подмосковным огородом», потому что 50% региональных овощей выращивают именно здесь. Главная фишка – обилие морковных блюд и напитков, от тортов до лимонада.
  • «Антоновские яблоки» (Коломна, Московская область). Яблочно-книжный фестиваль также основан в 2012 году и работает как «приманка» для столичных гостей, однако сосредоточен не на карнавалах и веселье, а на литературных чтениях и встречах с писателями. Впрочем, отведать воспетой Иваном Буниным «антоновки» здесь тоже можно.
  • «Жигулевская вишня» (Ширяево, Самарская область). Названием праздник обязан местному селекционеру-любителю А. В. Бещеву, который в конце 1930-х гг. вывел уникальный сорт вишни, получившей в честь создателя название Бещевской. Считается, что растет эта ягода только на Волжском побережье, у подножия Жигулей, и отличается уникальным вкусом. Впервые проведенный в 2007 году, фестиваль не стал большим успехом, поскольку больше похож на обыкновенную ярмарку.