Гуси по франшизе

Кто сказал, что личные подсобные хозяйства и малые сельхозпредприятия должны работать по старинке? Башкирские эксперты уверены, что и в этот сектор аграрной экономики придут современные методы. В Башкирии, где на селе живут 1,5 млн человек и большая доля продовольствия производится в личных подворьях, это имеет особое значение.

Крепкие, развитые предприятия готовы делиться технологиями работы, а если надо, и известным брендом. Не бесплатно, конечно. Это и называется агрофранчайзингом, пояснили в республиканском минсельхозе. Сейчас в аграрном ведомстве активно работают над внедрением технологии агрофранчайзинга по ряду направлений. Согласно проекту, базовое хозяйство не только будет предоставлять технологию, но и нести ответственность за результат. А поэтому возьмет на себя обучение и стажировку работников. А главное, сбыт продукции. Ведь в мелкотоварном производстве именно реализация становится проблемой.

Проекты адаптированы под условия социального контракта для малоимущих, который реализуется по линии министерства труда и соцзащиты. В его рамках выделяется 50 тысяч рублей для ведения личного подсобного хозяйства и 100 тысяч для ведения предпринимательской деятельности (ИП, КФХ). Проект по гусеводству уже начал воплощаться в жизнь. Базовой компанией стало известное гусеводческое предприятие в Федоровском районе, которое уже не в первый раз успешно реализует новые программы. Но обо всем по порядку.

 

Гусиная интеграция

Предприятие начиналось с инкубатора и покупки гусиных яиц в Курганской области. Продавали выведенный молодняк населению. Спрос был высокий, и бизнес стал расти. Позднее обзавелись собственным маточным поголовьем породы «итальянская белая». Вернее, вырастили его из выведенного молодняка. Сегодня, к примеру, в родительском стаде 30 тысяч голов птицы, производительность инкубатора – 105 тысяч гусиных яиц, недавно заработал убойный цех мощностью 500 голов в сутки.

Четыре года назад птицефабрика начала работать с населением по программе «Интеграция по гусеводству». Говорят, аналогов ей в стране нет. На предприятии учли, что практически каждый селянин у нас знает, как обращаться с гусями. Это для республики традиционное занятие. В компании стали заключать договоры подряда с населением, фермерами, индивидуальными предпринимателями и предоставлять им суточный молодняк гусей на выращивание. Через четыре месяца заключивший такой договор, должен вернуть 20 процентов поголовья гусей. Основное условие – их живой вес должен быть не менее 5,5 килограмма (в случае превышения возмещается разница в весе из расчета 100 рублей за килограмм). А еще предприятие выкупает белый гусиный пух от оставшегося у населения поголовья по 300 рублей за килограмм.

Сначала работали с жителями Федоровского района, а потом подтянулись и соседи. В 2011 году партнеров по интеграции было 155. На следующий год их количество выросло до 264, в 2013-м – до 350. Сегодня с предприятием сотрудничают жители 44 районов республики. Всего заключено 500 договоров с партнерами. Проект позволил решить главную проблему на селе – занятости.

– Налево и направо гусей не раздаем, – говорит гендиректор предприятия Расим Саитбатталов. – Иногда находятся желающие быстро подзаработать и взять тысячу и больше гусят. Но желание и возможности – разные вещи. Помногу гусят мы даем только тем, кого хорошо знаем. Был у нас такой случай. Пришел солидный селянин, представился знающим гусеводом, взял несколько сотен голов молодняка. Потом узнаем – падеж у него пошел. Оказалось, он ржаной дробленкой гусят кормит, что категорически запрещено, все мало-мальски грамотные гусеводы это знают. Пришлось учить его технологии кормления и уходу за птицей.

 

Франшиза как стимул к обновлению

Гусей люди выращивают по старинке, как и сотню, и две сотни лет назад. Молодняк в тепле, в коробке, а взрослые особи на вольных хлебах у пруда, речки или озера.

– Содержать взрослых гусей на выпасе выгоднее, – говорит Расим Саитбатталов. – А вот выращивать молодняк нужно уже по-современному, применяя клеточное оборудование.

Когда здесь только начинали выращивать собственную птицу на убой, для родительского стада у одной крупной птицефабрики купили бэушное оборудование для кур-несушек. Птица стала расти лучше. Ведь есть возможность поить ее чистой водой из автопоилок. И лекарства из них же давать. Сотрудники компании сами переделывали клетки под гусят и там подращивали их до возраста 20 дней, а иногда и старше. Потом предприятие стало заказывать готовые клетки у известной фирмы в Екатеринбурге.

Позже решили научить современному клеточному содержанию и своих партнеров по интеграции, проще говоря, сельчан. Так и родился проект по агрофраншизе. Гусеводы теперь намерены не просто продавать оборудование, а еще и учить партнеров технологии выращивания птицы, давать необходимые знания, ветеринарную поддержку, гарантировать выкуп товарной птицы. Для этого совместно с минсельхозом разработали технологию агрофранчайзинга по гусеводству. Она включает два пакета. В первом – двухъярусная клетка на 80 голов гусиного молодняка, поилки, кормушки для напольного содержания (после 20 дней в клетке гусят переселяют на пол), деревянная конструкция по типу теплицы – с полиэтиленовой пленкой. И еще 80 гусят. Все это за 50 тысяч рублей. Второй пакет включает то же самое, но уже рассчитан на 160 голов и стоит 100 тысяч.

Желающие приобрести франшизу есть. Сейчас не сезон, но к весне их количество вырастет.

– Оба пакета оправдаются за сезон, если грамотно их использовать, – говорит Саитбатталов. – Вырастить несколько партий гусей в клетках (а после в них можно еще и бройлеров содержать) все равно будет эффективнее, чем на полу. А уж если несколько пакетов взять, то можно и на хорошую прибыль быстрее выйти.

Работа по агрофраншизе крупного предприятия – это прежде всего культура производства, считает предприниматель. Ведь если ты обычный владелец подворья или мелкий фермер, то это не означает, что надо работать дедовскими методами. Нужно развиваться. Это престижнее и, главное, выгоднее.

 

Справка

Первые шаги в агрофранчайзинге сделали в 2008 году пермские аграрии. Они разводили домашнюю птицу, рыбу, занимались пчеловодством, выращиванием грибов, растений. Региональный минсельхоз помогал оформить франшизу, которую мог приобрести любой предприниматель. В итоге за пять лет действия программы в Пермском крае было создано 16 франшиз. Их приобрели 216 личных подворий и крестьянских хозяйств.

Сейчас в республике разработаны франчайзинговые пакеты для населения по трем направлениям: птицеводство (базовое хозяйство – «Башкирский Гусь» Федоровского района), пчеловодство (центр по пчеловодству и апитерапии), овцеводство («Маяк» Зианчуринского района).

 

Автор: Алмаз Галимов
Источник: «Республика Башкортостан»