«Пахучее золото»: почему фермеров обязали получать лицензию на навоз

С 1 июля в России ввели лицензирование обращения с отходами животноводства и птицеводства. То есть за обращение с фекалиями отныне придется платить.

Абсурдом назвали сельхозпроизводители новый закон об обращении с отходами. Согласно поправкам, они обязаны получать лицензию на навоз. В документе продукты жизнедеятельности домашнего скота разнесены по классам опасности и прописаны правила обращения с ними. Возмущение высказывают не только сами фермеры, но и отдельные чиновники. На этом фоне уже есть сообщения о первых оштрафованных. Александр Чуев разбирался.

Без навоза жизнь не та. Российских фермеров обязали купить лицензию на работу с животным пометом. Стоимость разрешения – от 100 тыс. до 1,5 млн. Для многих эти цифры сопоставимы с суммой ежемесячной и даже годовой прибыли.

С 1 июля 2016 года за осуществление указанных работ без лицензии предусмотрена административная ответственность. За незаконный сбор, перевозку, обработку и утилизацию навоза должностное лицо заплатит штраф от 10 до 30 тыс. рублей. Предприятие – от 100 до 250 тыс. Количество проверок, видимо, не ограничено. Фермеры в недоумении.

Президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании совета по предпринимательству резко прокомментировал это нововведение:

– Я поражаюсь, какие глупости в нашей стране принимаются! Я понимаю, крупные комплексы. Но есть фермы, где навоз не отход, а продукт дальнейшего использования в растениеводстве. В деревне навоз до последнего килограмма вносится в огород. И так уже коров никто не держит, а сделаем так, что животных не будет, и все будем из-за границы покупать.

Ну а что думают по этому поводу те, кому приходится иметь дело с навозом?

 

Никита Мельников, председатель совета директоров птицефабрики «Синявинская»:

– Я этого не понимаю, потому что во всем мире существуют правила обращения. То есть правила едины. У нас получается так, что вот здесь будут правила одни, а на другой птицефабрике другие, а на третьей птицефабрике третьи. То есть лицензия будет, что я имею право, извините меня, испражняться.

 

Владимир Эберлинг, бывший руководитель крупного сельхозпредприятия в Курьинском районе:

– Я сейчас на пенсии, занимаюсь только личным подсобным хозяйством. Как животновод со стажем скажу – дурацкий это закон. Опять заворачивание гаек бедному крестьянину. Это же опять деньги платить какой-то организации за лицензирование.

 

Сергей Сухотерин, фермер Шипуновского района:

– Я отказался от животноводства, потому что не было специалистов там работать. В свое время пытался молодых на ферму заманить – добавлял в корм скоту специальную заморскую добавку, благодаря которому их экскременты пахли карамелью. Но и это не помогло. Сейчас я только растениеводством занимаюсь. А закон с лицензированиеием утилизации отходов сам по себе идиотский. Люди и так без копейки сидят.

 

Александр Траутвейн, руководитель ООО имени Германа Титова:

– Я от вас первый раз об этом нововведении слышу. Мы что, теперь должны корову лицензировать, чтобы она правильно в туалет ходила? Зашьем, наверно, у коров одно место, чтобы они навоз не производили. Нет навоза – нет лицензирования. Видимо, подобное решение как-то связано с экологией. Есть крупные холдинги птицеводческие, животноводческие, которые этим как-то негативно влияют на экологию. Что касается нашего предприятия, где я руководитель, у нас 800 голов, и весь навоз мы вывозим на наши же поля, у нас проблем с ним нет.

 

Елена Вебер, директор Барнаульского ипподрома:

– Навоз с конюшен у нас махом раскупают садоводы. Кузов ЗИЛа мы продаем по 4 тысячи рублей. На мой взгляд, проблема в утилизации отходов – серьезная для Москвы. Там вывоз отходов гораздо дороже, чем сами отходы. Поэтому там копятся огромные залежи. У нас такой проблемы нет. Все уходит в земельку.

 

Александр Вайс, исполнительный директор Союза фермерских хозяйств Алтайского края:

– Для фермеров, у которых в хозяйстве небольшое количество голов, лицензирование – верная смерть. Представьте, держит, например, крестьянин 150 коров. Чтобы получить эту лицензию, ему нужно не только пошлину оплатить, но оборудовать загоны, огородить их, завести отдельную машину для перевозки. Ни у кого нет таких денег. Останется лишь закрыть отрасль. Мы уже обратились в Минсельхоз, чтобы освободить от лицензирования хотя бы фермеров, у которых меньше 50 голов, но пока никакого ответа не получили.

 

Справка

В России функционирует более 160 крупных животноводческих предприятий, свинокомплексов и птицефабрик с бесподстилочным содержанием. Каждая корова ежедневно производит в среднем 40 кг навоза, свинья – 10 кг, бройлер – 100 г. В общей сложности каждый день в стране производится более 450 тыс. т помета, навоза и стоков, из которых почти половина никак не используется. Сегодня более 2 млн га земли занято под хранение навоза. То есть отходами животноводства покрыта площадь, равная почти половине территории Московской области.

 

Источники: «Справочник эколога», телеканал «Санкт-Петербург»,
«Комсомольская правда – Барнаул»

Поделиться
 
 
Заявка на спрос